Часть останков древних людей, найденных шесть лет назад в знаменитой Денисовой пещере Алтайского края, принадлежала «гибридам» неандертальцев и «денисовцев».
Это установили по итогам экспертиз извлеченных ДНК. Выводы российских и зарубежных палеогенетиков опубликованы в журнале Nature. Ученые и ранее знали, что эти два вида древних людей должны были пересекаться и иногда оставлять потомство. Однако они не думали, что найдут останки человека, родившегося в результате такой встречи.
После того, как в 2010 году в Денисовой пещере обнаружили неизвестный ранее подвид древних людей, следы от ДНК которых сохранились в геномах современных полинезийцев, индейцев Южной Америки и ряда народов Юго-Восточной Азии.
При этом тогда в пещере обнаружили не только зубы, из которых был извлечен геном «денисовца», но и две тысячи других костей, предположительно принадлежавших неандертальцам. Ученые постепенно анализировали эти останки, извлекая из них ДНК и сравнивая их с геномами других древних людей. Именно в одной из таких костей, принадлежавшей 13-летней девушке-подростку, умершей около 90 тысяч лет назад, их ожидал большой сюрприз.
С одной стороны, обрывки митохондриальной ДНК, передающейся от матери к ее детям, указывали на то, что обладатель этих останков был неандертальцем. С другой стороны, когда ученые воскресили остальную часть генома этой девушки, они нашли в нем следы как неандертальской, так и денисовской ДНК в примерно равной пропорции – 38% и 42%, уточняет РИА Новости.
Сравнив пары хромосом, ученые обнаружили, что в большинстве случаев одна из них содержала только денисовские гены, а вторая – их неандертальские аналоги. Это указало на то, что родители этой девушки принадлежали к разным видам древних людей, а не были «гибридами», как она сама. Соответственно, ее папа был «денисовцем», а мама – неандертальской женщиной.
Ученые сделали вывод, что отец девочки не был чистым «денисовцем»: примерно 300-600 поколений назад, его предки уже вступали в контакты с неандертальцами, и это оставило небольшие вкрапления их ДНК в его геноме.
Мать девочки, в свою очередь, оказалась «иммигрантом» – она была ближе по устройству ДНК к неандертальцам, живших в хорватской пещере Виндия, чем к Homo neanderthalensis, жившим на Алтае и в Средней Азии.
«Конечно, неандертальцы и денисовцы жили в разных регионах Земли и они, скорее всего, редко могли сталкиваться друг с другом. Но когда подобные встречи происходили, эти люди, похоже, нередко вступали в контакты и оставляли потомство – гораздо чаще, чем мы считали раньше», — делает вывод знаменитый палеогенетик Сванте Паабо, который и открыл «денисовцев».