НАВЕРХ

Сетевой маркетинг: если друг оказался вдруг...

Фото: Sibnet.ru

Представители сетевого маркетинга и бизнеса прямых продаж в начале декабря отпраздновали свой неофициальный праздник — День сетевика. По оценкам Минтруда, на сегодня в России насчитывается более 3,5 миллиона участников сетевого маркетинга. Sibnet.ru узнал у экспертов, почему таких продавцов в России считают обманщиками, является ли этот бизнес законным и как сохранить отношения с другом, который неожиданно стал назойливо рекламировать «уникальный» товар.

Уличные агенты и «вербовка» продавцов

Говорят, в России теперь новая примета — неожиданный звонок от старого друга, который настойчиво приглашает вас в гости после многолетнего перерыва, означает лишь то, что он попал в лапы сетевиков и теперь намерен продать вам «полезные» биодобавки или чудодейственный крем.

Сетевой маркетинг (MLM) подразумевает, что реализация товаров осуществляется через сеть независимых агентов, каждый из которых может не только продавать продукцию компании, но и привлекать для этого партнёров, получая дополнительную прибыль за счёт процента от выручки нанятых им людей.

Традиционно прибыль от прямых продаж для распространителей довольно низкая, ведь количество товара обычно невелико, поэтому заработать реальные деньги можно только с продаж подшефных распространителей. Именно так в MLM-компаниях появляется иерархия — самых успешных вербовщиков ценят выше, чем продавцов-трудоголиков.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Женщина в Кузбассе отсудила 370 тыс. за «сетевой» пылесос KirbyРоссийские мужчины обогнали женщин по спонтанности покупок

«Отцом» такой модели прямых продаж считается американский химик и предприниматель Карл Ренборг, который в 1927 году открыл небольшую фирму по торговле пищевыми добавками собственного производства. Его продукцию сначала покупали только знакомые, которые вскоре стали делиться восторженными отзывами с друзьями.

Через некоторое время желающих купить продукцию стало столько, что предприниматель предложил нескольким друзьям стать агентами по продаже пищевых добавок за фиксированный процент. За несколько лет компания Ренборга, получившая позже название Nutrilite Products, достигла оборота в несколько миллионов долларов только за счёт прямых продаж.

Бизнес будущего или мошенническая пирамида?

Эксперты в России продолжают спорить о перспективах MLM-бизнеса в стране — некоторые считают, что система прямых продаж за счёт меньших издержек в перспективе сможет стать настоящим конкурентом традиционной розницы, другие уверены в неизбежном крахе компаний, основанных на принципах пирамиды.

«В России от сетевиков нередко бегут как от прокажённых, тогда как на Западе такой способ продаж считается эффективным и полезным, — говорит экономист, преподаватель ТГУ Дмитрий Касьянов. — Большая часть населения по умолчанию считает такой бизнес надувательством, при этом все ссылаются на негативный опыт родственников или друзей».

По мнению эксперта, перенимая западный опыт MLM-компаний, российские предприниматели зачастую забывают о конечном потребителе продукции, рекламируя свой бизнес как возможность заработать «лёгкие деньги» и привлекая соответствующий контингент распространителей. В результате прямые продажи превращаются в настоящую финансовую пирамиду.

«Весь сетевой маркетинг у нас зачастую строится по такой схеме — купил человек набор продукции в качестве условия получения статуса агента, затем забросил этот ненужный товар в кладовку и начинает искать лохов, которые будут активно торговать продукцией, а он станет получать комиссионные. Однако на деле все новые участники выбирают такой же алгоритм», — рассказывает Касьянов.

Главная проблема у такой компании — продукт, который «обманывает» потребителя. Он не очень-то и нужен обычному человеку, однако руководство убеждает рядового агента, что с его помощью открываются возможности быстрой наживы, отмечает экономист. В результате сетевой продукт терпит крах, а люди с горечью убеждаются в том, что их обманули.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Ресторанный сервис: почему гости не жалуются?Названы самые дорогие бренды мира

В противовес своему коллеге управляющий партнёр DSO Consulting Сергей Дьячков считает, что негативная аура вокруг сетевого маркетинга, сформировавшаяся в начале 90-х, в настоящее время уже рассеялась и жителями мегаполисов такие продажи воспринимаются как рядовой бизнес.

«На мой взгляд, прямые продажи уже давно перестали считать обманом, множество людей успешно работают в этой сфере, а сам бизнес воспринимается обществом с уважением», — говорит эксперт.

По оценке Дьячкова, множество сетевых компаний успешно работают в России на протяжении десятилетий, поэтому говорить о некоей «подпольности» или «криминальности» такого бизнеса нельзя — за небольшим исключением это уважаемые участники рынка.

При этом в России остаётся существенное отличие организации такого бизнеса от Запада — массовый приход «в сети» людей во время экономических кризисов. По словам экономиста, на Западе число занятых в сетевом маркетинге людей обычно стабильно, значительное число сетевиков занимаются им на протяжении многих лет.

«Исключительно российская специфика — люди потеряли стабильный заработок, приходят в сетевой маркетинг, где достаточно простой вход, для этого обычно достаточно совершить первую покупку», — продолжает Дьячков.

По мнению аналитика, негативное отношение к сетевому маркетингу возникло в нашей стране из-за деятельности Herbalife, которая стала первой MLM-компанией, открывшей представительство в России в начале 90-х. Работа компании совпала с появлением в России огромного числа финансовых пирамид, в результате россияне начали считать сетевиков обманщиками.

Законно ли продавать на улице?

Российское законодательство рассматривает сетевой маркетинг как легальный способ распространения товаров и услуг, говорит юрист и преподаватель Юридического института Сибирского федерального университета Елена Гончаренко. При этом работа сетевых компаний жёстко регламентируется в таких странах, как Южная Корея или Китай.

«Подавляющее число нарушений закона сетевиками связано с уклонением от обязательной сертификации, несоответствие декларируемых потребительских качеств товара реально существующим, а также несоблюдение законодательства о защите прав потребителей», — отмечает эксперт.

Так, если сетевая компания завышают возможный положительный эффект от применения того или иного препарата или обещает недостижимый результат, то её руководителей можно привлечь к ответственности за нарушение законодательства, утверждает Гончаренко. Потребительский экстремизм и как с ним бороться

Кроме этого, по закону занимающийся сетевым распространением продукции гражданин обязан встать на учёт в налоговых органах по месту жительства в качестве предпринимателя без образования юридического лица, однако на практике привлечь такого нарушителя к ответственности государству крайне сложно.

Также законом теперь запрещены мошеннические «пирамиды», когда главной целью компании становится не реализация товара, а завладение деньгами граждан с целью их распределения между участниками и организаторами подобной схемы, напоминает юрист. Их организаторам грозит уголовная ответственность.

Гражданам стоит насторожиться, если для начала сетевого бизнеса их просят сделать крупный денежный взнос, регулярно покупать ненужную продукцию, обязывают вербовать новых членов — все это признаки пирамиды, предупреждает Гончаренко.

Как не потерять попавшего в сети друга

Психотерапевт европейского реестра Игорь Лях отмечает, что сетевой маркетинг в России до сих пор существенно разнится — кроме вполне серьёзных участников бизнеса есть компании, моральный уровень которых невысок, а их руководство заведомо идёт на обман покупателей.

«Их руководство предлагает продавать некий высокомаржинальный, но не очень качественный товар, при этом его характеристики всячески приукрашиваются, — говорит Лях. — В народе такую стратегию называют промывка мозгов, продавцы ходят на тренинги, где их обучают манипулятивным технологиям».

После такого обучения собственные моральные ценности и установки человека могут пострадать, он начинает агрессивно «втюхивать» ненужный товар каждому знакомому и в конечном итоге теряет уважение окружающих, продолжает психолог.

«В России моральные проблемы ярко проявляются потому, что в сетевой маркетинг зачастую идут отчаявшееся люди, которые пострадали от экономического кризиса. Оставшиеся без дохода люди ради лишней копейки готовы действовать аморально, а это рано или поздно становится заметно окружающим — друзьям или родственникам», — рассказывает Лях.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Ученые объяснили маниакальную привязанность к гаджетамРаскрыт секрет успешного знакомства в Сети

По мнению эксперта, чтобы избавиться от налёта маргинальности, сетевому бизнесу потребуется минимум три поколения — только после этого люди научатся вновь доверять такому способу продажи товаров, а настойчивого продавца на пороге квартиры перестанут воспринимать с подозрением.

Если же среди друзей или родни такой «аморальный продавец» завёлся, Лях советует применить несколько способов, которые позволят сохранить отношения. «Если вас против вашей воли пытаются на что-то подписать, отшучивайтесь, — рекомендует психолог. — Если человек шутку услышал, друга вы сохраните».

Вторым способом, по словам Ляха, является очерчивание границ деятельности — такого человека можно пригласить в гости или на совместный отдых, однако с условием отказа от обязательной «вербовки».

«Если друг вам пытается что-то продать, нужно понимать, что роли изменились, ведь знакомый стал продавцом, а вам предлагает роль покупателя. Брать на себя такую роль или нет — решать только вам, ведь зарабатывать на друге в системе классических ценностей нельзя», — заключает психолог.

Еще по теме
Тихий убийца: зачем спецназу новый автомат АМБ-17
«Металлург» против «Локомотива»: чего ждать от финала Кубка Гагарина
«Ангара» и звездный маркетинг: возвращаемся в космическую гонку?
Налет на Татарстан: ВСУ применили новые беспилотники?
смотреть все
Обсуждение (12)