НАВЕРХ

Дорогие и неэкономичные: правда и мифы об «автоматах»

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
В автомобильной жизни России случилось историческое событие: впервые продажи новых легковушек с «автоматом» обошли машины с механической коробкой — их доля в 2016 году достигла 52,7%. Следует признать, мы немного отстали — в некоторых странах с развитой автокультурой подобный размен произошёл давным-давно. Почему россияне так долго сопротивлялись буржуйской тенденции и всё же сдались, выяснял Sibnet.ru.

Первые машины с полноценной автоматической коробкой переключения передач (АКПП) появились в 1940-х годах в США и сразу стали непременным атрибутом комфортабельного автомобиля. «Автоматы» стремительно завоёвывали мир. Были попытки создания таких коробок и в СССР, однако до простых смертных они не доходили. Наш человек мечтал сначала о «Победе», потом о «Жигулях», и выбирать, какая там будет трансмиссия, ему не приходилось. Ходили слухи о том, что «где-то там» есть машины всего с двумя педалями, но мало кто видел их вживую.

Позже автокомпании начали изготовлять «роботов» — компромисс между «автоматами» и «механикой». Конструктивно они представляют собой те же механические коробки, в которых сервоприводы (автоматический исполнитель команды с заданным параметром в реальном времени) по команде электроники выжимают сцепление и переключают передачи.

В таких машинах, как и в «автоматах», две педали и селектор, правда, несколько отличающийся — например, на нём при желании можно вручную переключать передачи. Образно выражаясь, посадив Терминатора из будущего за руль «механики», мы получим того же «робота».

Казалось бы, после падения железного занавеса такие машины должны были стремительно наводнить рынок и выселить из гаражей «механических» собратьев. Но их доля увеличивалась уж очень постепенно, а мифы вокруг них слагались нешуточные — о высокой прожорливости, низкой живучести, а то и излишней «женственности».


Разобраться, что из подобных мифов правда, а что нет, помог Константин Волков, ведущий специалист сети автосервисов по ремонту АКПП «Кэнси Трансмишн».

АКПП ТОЛЬКО ДЛЯ ЖЕНЩИН

— Конечно же, это полная чушь из разряда «настоящий мужик должен». Миф очень древний и завязан, скорее всего, на популярности старого отечественного автопрома и на мире автоспорта. В современном мегаполисе с его пробками и светофорами «автомат» просто удобней для комфортной езды.

АКПП ПРОИГРЫВАЮТ В ДИНАМИКЕ

— Действительно, кому-то кажется, что машина «не едет». Часто это происходит потому, что в «механике» водитель сам выбирает момент переключения. В автомобилях с «автоматом» за вас это выполняет компьютер. Вдобавок у гидромеханических АКПП задействованы больше деталей и жидкость, что может сказываться на динамике, но это практически не заметно. Разгон у современных «автоматов» практически такой же, а порой даже лучше.

АКПП НЕДОЛГОВЕЧНЫ 

— Здесь всё зависит от производителей. Двигатели-миллионники, неубиваемые коробки — всё это было. Все прекрасно знают, что такое маркетинг и как невыгодно сейчас выпускать «вечные» товары. Впрочем, с современными механическими трансмиссиями дела обстоят точно так же.

АКПП МЕНЕЕ ЭКОНОМИЧНЫЕ

— Это происходит по причине, которая уже описана выше. У гидромеханических АКПП больше потерь при передаче мощности мотора на колёса, и расход топлива становится чуть выше.


АКПП ДОРОЖЕ В ОБСЛУЖИВАНИИ

— Обслуживание несколько дороже по причине большего объёма используемого в работе АКПП масла и цен на него. Жидкость в коробке служит не только для смазки трущихся частей — она охлаждает, является рабочей средой для передачи крутящего момента и так далее. Масло нужно менять полностью за один раз, и делать это следует на специальном стенде, так как невозможно полностью слить масло, не разобрав трансмиссию.

АКПП УХУДШАЕТ ПРОХОДИМОСТЬ

— Механическую коробку просто сложнее сжечь. Среди «проходимцев» есть как адепты «механики», так и поклонники «автоматов». Пожалуй, проблемы в грязи могут возникнуть, когда нужно выполнить такие внедорожные приёмы, как раскачка и буксировка. Чаще всего решающим оказывается не вид трансмиссии, а мастерство водителя.

АКПП НЕ ДЛЯ БУКСИРОВКИ

— Если есть возможность, то лучше отказаться как от роли буксирующего, так и буксируемого. Когда вы буксируете кого-то, ваша АКПП работает в экстремальном режиме, начинается перегрев и повышенный износ деталей. Если же буксируют вас с неработающей АКПП, то жидкость не поступает во все необходимые полости и также начинается износ деталей. В критической ситуации воспользуйтесь правилом «30/30» — не далее 30 километров и не быстрее 30 километров в час. Но лучше вызвать эвакуатор.

КРИЗИС В ПОМОЩЬ

Таким образом, что-то из мифов оказывается верным, что-то — пустыми байками, а некоторые вопросы нельзя трактовать однозначно. Но очевидно, что для российских водителей плюсы «автоматов» всё чаще превышают минусы — доля продаж машин с АКПП неуклонно растёт. Мало того, покупатели просят установить автоматическую и полуавтоматическую трансмиссию на модели, где она отсутствует. Об этом рассказал руководитель отдела продаж дилера марки Lada «Авто-1» Виталий Рыбин.

Как ни парадоксально, к росту продаж «автоматов» причастен кризис — люди обратили большее внимание на бюджетный сегмент, где «автоматы» и «роботы» лишь ненамного дороже «механики». «Разница в цене одинаковых комплектаций действительно небольшая и составляет около 20-25 тысяч рублей» — уточнил представитель «Авто-1». 

По его словам, «АвтоВАЗ» в 2016 году сделал свой выбор в пользу «роботов» именно из-за дешевизны — у выпускавшихся ранее двухпедальных тольяттинских машин 10-12% от их цены составляла стоимость АКПП.


Тем покупателям, которые всё же хотят классический «автомат», нужно заплатить чуть больше. Например, разница в цене между АКПП и МКПП для ещё одной доступной марки Datsun составляет 50 тысяч рублей. Но это в сравнении с машинами высоких ценовых сегментов не так и много, пояснил руководитель отдела продаж «Datsun Новосибирск» Максим Козлов. При этом компания ожидает увеличения продаж «автоматов», так как седан on-DO тоже последовал общей тенденции и скоро обзаведётся такой трансмиссией. Сейчас АКПП ставится только на хэтчбеки Datsun mi-DO.

Всё большую «автоматизацию» подметил и председатель ассоциации автошкол Новосибирска Дмитрий Сидоров. Причиной победы «автоматов» над «механикой» он назвал улучшение, хоть и медленное, ситуации с асфальтированными дорогами, а также рост городов, где пробки и светофоры диктуют свои условия. 

Кроме того, Сидоров подтвердил, что «автомат» действительно пользуется большим спросом именно у женщин, а сдают на права они всё более активно. Но это не означает, что водители «автоматов» являются неумехами. «На механике ездит не меньшее количество бестолковых водителей. Всё зависит от внутренней культуры поведения», — подчеркнул специалист.

По мнению собеседника, доля рынка в 52,7% для «автоматов» — вовсе не предел, и число таких машин продолжит расти. Правда, процесс может замедлиться, так как с 2013 года будущие водители должны выбирать, для какой трансмиссии они будут обучаться и получать права. А переход с коробки на коробку требует пусть небольшой, но всё же переподготовки длительностью не менее 16 часов. Но с тем, что «автоматы» уже вряд ли сдадут отвоёванные позиции, согласны все. Так что «механике» и её приверженцам можно начинать привыкать быть в меньшинстве.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Подсчитана стоимость владения народной Lada Granta
Chery начнет продавать автомобили на Wildberries
Краткосрочные ОСАГО провалились на рынке
Ограниченный каско набирает популярность у водителей
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (21)