НАВЕРХ

Бесплатные пересадки: каким будет проезд в Новосибирске?

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Будущее общественного транспорта Новосибирска обещает быть с безналичным расчетом и бесплатными пересадками с метро на троллейбус. Это решение должно исключить конкуренцию между разными видами транспорта и прекратить «гонки за пассажирами». Такую модель представил новый начальник управления пассажирских перевозок мэрии Роман Дронов на форуме «Транспорт Сибири».

СНАЧАЛА БЕЗНАЛИЧНЫЙ

Как рассказал в своем докладе Дронов, в концепцию развития пассажирского транспорта Новосибирска до 2020 года входит переход на безналичную оплату проезда и сетевая поездка, то есть возможность бесплатно пересаживаться с одного вида транспорта на другой в рамках одного тарифа. Основываться новая система будет на действующем еще с 2006 года «Электронном проездном Новосибирска».

По данным чиновника, на начало 2016 года в транспортной системе «Электронный проездной Новосибирска» действует порядка 415 тысяч транспортных карт и регистрируется более 13,5 миллиона поездок в месяц.

«При сложившейся системе, когда единственный источник дохода — это линейная выручка, перевозчик стремится обеспечить максимальную загрузку пассажиров, а значит и выручку. В результате движение всех транспортных средств слабо синхронизировано, на лицо противоречие между экономической и социальной функцией операторов рынка и перевозок», — отметил Дронов.

По его словам, из-за того, что пассажир вынужден выбирать на чем ехать на метро или на маршрутке, возникает высокая конкуренция между разными видами транспорта и даже разными перевозчиками на одном маршруте. Это, как отметил Дронов, приводит к гонкам общественного транспорта на дорогах, борьбе за каждого пассажира.

Новосибирцу сложившаяся система также невыгодна, так как он либо теряет время на длинном маршруте, либо деньги, если делает несколько пересадок. Все это должен ликвидировать новый федеральный закон №220, который предполагает, что перевозчики будут работать только на основании государственного муниципального контракта.

«Вместо субсидий, компенсаций и применения экономически обоснованных тарифов оплата транспортной работы перевозчиков будет производиться за фактически выполненный рейс и пассажирокилометры, независимо от количества перевезенных пассажиров. В рамках реализации этого закона в Новосибирске в 2016 году планируется перейти на безналичную форму оплаты проезда, что позволит постепенно сформировать механизм финансового обеспечения контракта», — пояснил Дронов.

Сейчас в Новосибирске 50% пассажиров оплачивают проезд с помощью транспортных карт, а другая половина — наличными деньгами.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

«Все маршрутные такси необходимо оборудовать терминалами и перевезти на безналичную оплату. Это позволит повысить собираемость выручки пассажирских предприятий, снизить неконтролируемые убытки перевозчиков, которые зависят от кондукторов, привлечь дополнительных пассажиров (льготную категорию) и получить предоплату за оказание транспортных услуг», — отметил он.

Первым шагом внедрения новой системы стал переход в феврале на новый вид терминала кондуктора, который печатает чек с реквизитами поездки. Ими оснастили весь муниципальный электротранспорт и начинают устанавливать на автобусный.

Сетевая поездка появится в городе только после внедрения безналичного расчета на всём транспорте.

ТАРИФЫ БУДУЩЕГО

«Мэрия Новосибирска планирует реализовать на новом программно-аппаратном комплексе гибкие для граждан тарифы. К примеру «Пакетный тариф», где стоимость различных поездок на транспортной карте зависит от их количества. Повременный тариф, где при подключении тарифа на транспортную карту указывается временной период, позволяющий осуществлять неограниченное количество поездок (например, 90 минут)», — сказал Дронов.

Еще одним вариантом станет «Пакетно-комбинированный тариф», где стоимость определённого количества поездок на транспортной карте будет зависеть от их количества и вида используемого транспорта.

«Скидки и различные варианты поездок будут доступны не только для владельцев транспортных карт, но и в виде транспортных приложений банковских карт, электронных и мобильных устройств для смартфона», — отметил чиновник.

Он также добавил, что в планируется стыковка общественного транспорта Новосибирска с электричкой в Южном направлении до Бердска, чтобы пассажир, пересаживаясь с автобуса на железную дорогу, оплачивал все по одному тарифу.

Однако на вопрос Sibnet.ru о точных сроках появления новых тарифов Дронов ответить не смог —мэрия их еще не установила.

Фото: Sibnet.ru

ЗАЙЦЕВ НЕ ПОЙМАЕШЬ?

В столице Беларуси реализовали безналичный расчет, но это привело к падению сборов с пассажиров, рассказал на форуме замначальника отдела организации пассажирских перевозок ГУ «Столичный транспорт и связь» Минска Кирилл Синютич. По его словам, люди не стремятся прикладывать карты к терминалам считывания, а административное наказание за проезд «зайцев» отсутствует.

Кроме того, желание сделать гибкую систему тарифов на проезд привело к тому, что в Минске действует 217 вариаций тарифов, в которых порой трудно разобраться коренному горожанину, не то что туристу.

Некий зачаток сетевой поездки существует в Красноярске. Как рассказал ведущий инженер красноярского «Краевого транспортного управления» Виталий Чаусов, транспортная и социальная карта в городе работают на всех видах транспорта: трамвай, троллейбус, автобусы, городская электричка и речной транспорт.

«По умолчанию скидка 1 рубль, при пересадке в период до 90 минут дополнительная скидка в 2 рубля. Если пересадки две, то 3 рубля скидка. Это начальный этап сетевой поездки, бесплатной пересадки нет. Все маршруты длинные, поэтому красноярцы стараются ездить без пересадок», —сказал Чаусов.

Сейчас в Красноярске ведутся расчеты по внедрению безлимитного абонемента на месяц, когда за определённую сумму человек сможет делать сколько угодно поездок на любом транспорте.

Президент «Транспортного союза Сибири» Валерий Новоселов уверен, что проблем можно избежать, если правильно организовать процесс. Тем более, что в Новосибирске транспортная карта существует с 2006 года, а безналичный расчет и сетевая поездка — ее логичное развитие.

Самым сложным он считает убедить частных перевозчиков перейти на безналичный расчет, особенно маршрутные такси.

Фото: Sibnet.ru

«Я думаю, что маршрутные такси тоже перейдут. Будет очень трудно с ними решать, потому что есть моменты определённые — это другой вид перевозки... Но надо провести определённую кампанию, показать перевозчикам, что это выгодно, тогда все будет», — рассказал Новоселов.

По его словам, уже проводился эксперимент на десяти маршрутных такси, а также на десяти автобусах №8. Чтобы отслеживать оплату, у водителя установили экран, на котором фиксировался момент прикладывания карты к терминалу.

БЕЗ КОНДУКТОРОВ

Новоселов считает, что от кондукторов в будущем можно будет отказаться, а чтобы не повторить опыт Минска, необходимо ввести административное наказание за проезд без оплаты.

«И решить вопрос контрольной службы, ее может создать Минтранс Новосибирской области. Как в Германии, Швеции будут проводить работу: ловить зайцев, наказывать и система заработает, уйдём от человеческого фактора. Потому что даже сейчас, когда поставили новые терминалы с чеками, есть разные люди, и бывает кондуктор предлагает заплатить десять рублей и чек не дает», — отметил он.

Внедрение полной безналичной оплаты потребует некоторых затрат. Комплекс из трех терминалов на один автобус стоит 120 тысяч рублей.

«Пилотные проекты были проведены четыре года назад. Тогда наши терминалы безналичной оплаты, которые ставили на автобус №8, были технически недоработаны: отказы при транзакции, при температуре плохо срабатывали. Сейчас есть чешские, очень надёжные, откатали на этом же маршруте и надо принять мэрии политическое решение и ввести эту систему», — заключил Новоселов.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Дорогу к аэропорту в Шерегеше оценили в 7,4 млрд рублей
Травников дал надежду на открытие станции метро «Спортивная»
Путин сообщил о троекратном росте мощности БАМа
Путин пригласил страны к созданию коридора Север — Юг
смотреть все
Обсуждение (3)