НАВЕРХ

Неписаные правила реанимации: почему родных не пускают?

Фото: Poohsmith / CC BY-SA 3.0

Наверное, смотря американский сериал «Доктор Хаус», много кто ловил себя на мысли о том, как свободно в стенах клиники чувствуют себя и пациенты, и их родственники. В России же во многих больницах путь преграждает табличка «Посторонним вход воспрещён», и особенно — перед реанимациями. После прямой линии президент Владимир Путин распорядился исправить такое положение дел.

Давным-давно для возвращения людей с того света медики и знахари прибегали к щекотанию, крикам, обкуриванию, встряхиванию, битью и другим сомнительным процедурам. Также их ограждали от посторонних, чтобы сберечь от «сглаза». С тех пор методы врачевания изменились, а практика «заточения» пациентов в реанимациях осталась.

Фото: © Sibnet.ru
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ

Жизнь так устроена, что почти все рано или поздно сталкиваются с системой здравоохранения — как в роли пациентов, так и посетителей. И если с посещением больных в стационаре трудностей обычно не бывает, то ситуация с подопечными реанимаций, увы, прямо противоположная. Родственникам отказывают в доступе в палаты интенсивной терапии, а ведь люди могут лежать там неделями, если не месяцами, без всякой связи с внешним миром. Страдают все — и больные, и родственники. В чём же причина столь жёстких правил?

Кому довелось побывать в реанимации, знают: зрелище это не из приятных. Полностью обнажённые пациенты, развороченные раны, трубки и катетеры, страдальческие стоны — вот далеко не полная картина таких мест. Кроме того, люди после серьёзных операций имеют ослабленный иммунитет, нуждаются в дополнительных санитарных условиях. Медики объясняют, что посетители могут помешать им в работе. Мало того, особо впечатлительным родственникам может стать плохо при виде ран близкого человека, и тогда они сами рискуют лечь рядом.

Фото: © Sibnet.ru
ПОЧЕМУ МОЖНО

Однако, как говорится, если очень хочется, то можно. После поручения президента Путина в реанимационных отделениях создадут необходимые условия для беспрепятственного доступа к пациентам. Закона, запрещающего родным находиться в палатах интенсивной терапии, в России нет, подчеркнула вице-премьер Ольга Голодец. «Большая часть больниц сетует на то, что у них нет технических условий. Будут больницы переоборудоваться и создаваться необходимые условия», — пообещала Голодец, отметив, что новые правила будут способствовать выздоровлению.

Каким же видится выход из сложившейся ситуации, как соблюсти «золотую середину»? Как будут выглядеть новые правила, которые Минздрав должен предоставить уже через два месяца? Эти нормы будут чётко прописаны, пообещала министр здравоохранения Вероника Скворцова. По её словам, документ доходчиво объяснит врачам, «чего нельзя делать», чтобы не создавать дополнительных препятствий посетителям.

Региональные ведомства готовы действовать и ждут указаний сверху. «Мы ожидаем поступления методических руководств или рекомендаций из федерального министерства», — сообщили в Министерстве здравоохранения Новосибирской области.

Фото: Robert Lawton / CC BY-SA 2.5
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Помощь в этом вопросе может прийти из детской медицины. Оказывается, строгий запрет на посещение пациентов реанимаций существует не везде — так, в Городской детской клинической больнице скорой медицинской помощи Новосибирска такого запрета не было никогда. Как рассказал Sibnet.ru главный врач больницы Ростислав Заблоцкий, методика посещения у них давно проработана и все нюансы учтены.

Посетители должны облачаться в халаты, бахилы, колпаки и приходить строго в отведённое время. Как правило, в реанимацию пускают лишь одного родителя для избежания лишней толкучки. «Мы стараемся предварительно с ними поговорить. Иногда родители морально к этому не готовы», — признал главврач.

Из плюсов посещений он отметил благоприятную для пациентов атмосферу и помощь родителей в уходе за детьми. Назвал Заблоцкий и единственный минус: «Когда мама или папа уходят, они начинают плакать, капризничать, это тоже становится проблемой». Главврач признал, что такая доступность, как у них, встречается не повсеместно: «Всё-таки у большинства клиник достаточно заградительные правила. В целом лояльность не такая, как у нас». 

Однако и в больницах для взрослых запретительная практика существует далеко не везде. Например, в реанимациях Новосибирской областной клинической больницы всегда идут навстречу пациентам и их родственникам, а иногда и сами инициируют посещения, рассказал Sibnet.ru и.о. заведующего отделом анестезиологии и реаниматологии Игорь Саматов. По его словам, то, что часто трактуется как запрет, на самом деле является заботой о здоровье пациента.

«В пик развития критического состояния, при поступлении пациента в реанимацию, мы чаще всего рекомендуем не посещать. Но когда пациент выходит из критического состояния, стабилизируется, посещения становятся возможными», — рассказал собеседник. Он попросил не забывать, что в палатах интенсивной терапии очень специфичные условия, там много сложной аппаратуры, а люди лежат без разделения по половому признаку. Но медики и в таких условиях находят выход из положения.

Впрочем, Саматов допустил, что маленькие отдалённые больницы могут быть оснащены значительно хуже, чем крупнейшее медучреждение области, и там отношение к посещениям в реанимациях диктуется другими реалиями. При этом он выразил уверенность, что в любом случае всегда можно найти разумный компромисс.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
КАК И КОГДА

Совершенно очевидно, что правила посещения в детской больнице можно переложить и на медучреждения для взрослых, тем более что там тоже есть соответствующий опыт. Это касается и норм поведения, и спецодежды, и предварительного инструктажа посетителей. Несомненно, что все плюсы, перечисленные специалистами, применимы и к большим, и к маленьким пациентам, а от единственного минуса, выделенного главным врачом детской больницы, взрослые больные уж точно застрахованы.

По всей видимости, понимают это и в Министерстве здравоохранения. Во всяком случае, глава ведомства Вероника Скворцова намерена не дожидаться поставленного президентом срока и подготовить свои предложения на месяц раньше — к 1 июня. Обещано и то, что все инициативы будут обсуждаться с экспертным сообществом и пациентскими организациями. Таким образом, исходя из заявлений власти, можно надеяться, что уже в обозримом будущем жизнь пациентов в реанимациях, и без того несладкая, станет чуточку легче.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Силовики получат доступ к врачебной тайне
Составлен топ стран с самыми большими ягодицами у женщин
Невролог назвала продукты для ярких снов
Россияне назвали главный источник стресса на работе
смотреть все
Обсуждение (19)