Создать единую интернет-площадку для российских товаров еще в декабре поручил президент России Владимир Путин. Накануне в распоряжении газеты «Коммерсантъ» оказался проект Минэкономразвития «Электронная торговля как драйвер развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутренних и внешних рынках».
Проект предполагает создание «единой среды экспортера», объединяющей в системное решение «продвиженческие, таможенные, логистические, информационные, платежные, кредитные, страховые и иные сервисы, необходимые для реализации товаров посредством электронной торговли на экспорт и внутри страны». Платформа должна будет продвигать отечественную продукцию как самостоятельно, так и на китайских ресурсах AliExpress, JD и американских eBay и Amazon.
Основным пунктом документа стало создание единого агрегатора, который станет «единым окном» для контакта с мировыми рынками. В качестве примеров компаний, способных стать таким агрегатором, приводятся «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Представители всех трех компаний подтвердили изданию готовность участвовать в проекте.
Для зарегистрированного на площадке экспортера при совершении сделок будут выполняться валютного контроля и уплаты соответствующих налогов и сборов. Также агрегатор может выполнять функцию налогового агента, а также оказывать кредитную, страховую и гарантийную поддержку. Экспортеров предлагается избавить от прямого участия в спорах: агрегаторам будет предложено создать площадку для разрешения споров по примеру AliExpress.
По данным «Интерфакса», в России работают 5,6 миллиона субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего 0,28% (около 16 тысяч) из них — экспортеры. Объем российского экспорта — 497,8 миллиарда долларов.