Новые полисы ОСАГО водителям начнут выдавать с 1 июля 2016 года, главной причиной тотальной замены стало появление в обороте высококачественных фальшивых документов соответствующего образца, говорит руководитель представительства РСА в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз.
«Уровень роста фальшивок в последние пару лет быстро пошел в гору, в результате было принято решение о необходимости полной замены полисов ОСАГО», — поясняет Мороз. По оценке специалистов, только в прошлом году страховщики потеряли из-за фальшивок порядка 5 миллиардов рублей.
Тревогу в страховых компаниях забили в конце 2015 года — тогда по итогам первых кварталов было зафиксировано рекордное снижение числа проданных полисов. Так, по сравнению с тем же периодом 2014 года, их количество упало почти на 2,5 миллиона.
По словам Мороза, фальшивые полисы ОСАГО оказались настолько высококачественны, что сотрудники ГИБДД при проверках не могли отличить их от легальных бланков.
«В результате на дороге появляется достаточное количество людей, чья гражданская ответственность не застрахована, а добросовестные участники движения в случае аварии оказываются незащищенными», — продолжает он.
Согласно данным РСА, доля фальшивок к 2015 году достигла 1-2% от общего количества — на 40 миллионов официальных договоров ОСАГО приходилось от полумиллиона до миллиона фальшивок.
РСА весь прошлый год боролся с распространителями фальшивок — об этом говорит тот факт, что представители союза даже заблокировали более 100 групп в соцсетях, которые занимались продажей подделок, однако в итоге было решено остановиться на самом радикальном варианте.
ПРОВЕРКИ НА ДОРОГАХ
Изначально Российский союз страховщиков напугал автовладельцев информацией о том, что после 1 июля старые страховые документы будут недействительными, а значит менять полис ОСАГО миллионам людей пришлось бы в страшной спешке.
Однако в итоге было принято решение оставить в силе старые полисы до истечения их срока действия. «Старые полисы продолжают действовать, они остаются легитимными. Новые договоры страхования после первого июля будут заключаться на бланках нового образца», — уточняет Сергей Мороз.
Однако для более эффективной борьбы с фальшивками теперь дорожные полицейские при остановке транспортного средства будут проверять старый полис ОСАГО по базе данных Российского союза автостраховщиков.
В ГИБДД уже подтвердили, что действующие полисы старого образца после 1 июля в полной мере сохранят свою легитимность, однако их проверка для сотрудников ГИБДД потребует сверки с данными базы РСА, как это делается сейчас при наличии электронного договора ОСАГО.
«Мы предполагаем, что все полисы старого образца, находящиеся на руках у страховых компаний, будут сданы после 1 июля», — говорит Мороз. — Они должны быть изъяты из оборота, чтобы в дальнейшем не было никаких оснований их использовать».
Некоторые эксперты критикуют достаточно затратную реформу — по их мнению, преступники быстро наладят печать новых бланков, что сделает нововведение бесполезным. Мороз считает, что такие опасения беспочвенны.
«Степень защиты резко увеличится, что должно создать значительные трудности с процессом фальсификации», — говорит собеседник. —Мы полагаем, что степень защиты новых полисов будет не менее денежных знаков».
Известно, что новые бланки напечатают на фабрике Госзнака, а одной из степеней защиты документа станет металлизированная нить. Все это существенно затруднит деятельность фальсификаторов.
ПЛАНОВЫЙ ОБМЕН
История приучила россиян к тому, что любое нововведение чревато серьезными расходами. Многие автолюбители считают, что страховые компании в итоге просто переложат на рядовых граждан свои затраты на проведение реформы, которые специалисты оценивают в 250 миллионов рублей.
Так, если раньше себестоимость бланка полиса ОСАГО составляла порядка 4-5 рублей, то этим летом он подорожает. Однако все расходы планируется возложить на страховые компании, подчеркивает Мороз. Саму процедуру замены полисов в РСА посчитали «обыденной». «Процедура обыденная. Человек приходит пролонгировать договор, либо заключать новый. Все в плановом порядке», — говорит он.
Если человек перед обменом сомневается в достоверности полиса, можно заранее проверить его на сайте www.autoins.ru — после ввода номера документа портал выдаст всю необходимую информацию.
Реформа не затронет владельцев электронных полисов ОСАГО — они смогут получать электронные свидетельства как прежде. В идеале самым радикальным методом борьбы с мошенниками является именно полный перевод страхования в онлайн, утверждает представитель РСА, однако такое станет возможным только в отдаленной перспективе.
По его словам, страховое сообщество заинтересовано в том, чтобы победить фальсификаторов, поэтому само нововведение было с пониманием встречено всеми работающими на рынке компаниями.
НОВЫЕ БЛАНКИ — СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ряд общественников уверены, что фальшивые страховки наводнили рынок после того, как полисы автогражданской ответственности резко подорожали. Количество поддельных полисов многие годы держалось на минимальном уровне, а в 2015 году значительно выросло. Объясняется это просто — чем выше стоимость полиса ОСАГО, тем выгоднее незаконная деятельность по его подделке и сбыту. А в прошлом году средняя стоимость полисов ОСАГО после повышения тарифов увеличилась сразу на 42%.
Это одновременно с тем, что реальная средняя зарплата россиян падает, напоминает ответственный секретарь представитель «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов. По его словам, страховщики несут часть ответственности за то, что рынок ОСАГО буквально наводнили фальшивки.
«Ошибки и недочеты РСА привели к текущему положению дел», — считает Носов. — Они провели либерализацию оформления полиса ОСАГО, были инициаторами упрощения наказания, фактически свернули систему техосмотра. В итоге потеряны все рычаги контроля».
Эксперт отмечает, что дорогостоящая замена полисов ОСАГО может оказаться бесполезной, так как при высоких тарифах мошенники быстро закажут в подпольных типографиях бланки нового образца. «Цены для владельцев выросли в разы. И поэтому если выбирать между полисом, который стоит 10 тысяч рублей, и полисом, который стоит 1 тысячу рублей, с учетом того, что полис этот в основном никто и не проверяет, выбор падает на меньшую сумму», — уверен Носов.
По мнению представителя «Авто-Мото Ассоциации», искоренить фальшивки можно будет только после того, как их использование станет невыгодным. Например, можно снизить стоимость страховок или же ужесточить наказание за покупку нелегального полиса.
Сейчас водители с фальшивым полисом ОСАГО наказываются весьма либерально — если подделка обнаруживается сотрудником ГИБДД, автолюбитель всего лишь штрафуется на 800 рублей, так как доказать умышленное использование фальшивки практически невозможно.
ОПАСНАЯ ЭКОНОМИЯ
Автоюрист Евгений Марков также считает причиной массовой популярности фальшивок резкое подорожание подлинного полиса ОСАГО. Однако эксперт напоминает сознательно выбравшим фальшивый полис ОСАГО автолюбителям об обратной стороне экономии.
«В случае ДТП владельцам такого полиса придется оплачивать многотысячный ущерб из собственного кармана», — говорит Марков. Кроме этого, при покупке подделки обнуляется так называемый коэффициент «Бонус-малус», по которому рассчитывается скидка за безаварийную езду.
А в ближайшее время в ГИБДД намерены настроить камеры видеофиксации на автоматическую проверку машин по базе РСА — все отсутствующие в ней автовладельцы начнут регулярно получать штрафы, что сделает покупку фальшивки в крупных городах практически бессмысленной, добавляет автоюрист.
При этом эксперт полагает, что спешить с заменой действующего полиса ОСАГО на новый документ нет необходимости. Несмотря на определенные неудобства в виде дополнительных проверок сотрудниками ГИБДД, лучше дождаться истечение срока действия старого полиса. «Летом при замене полиса возможен ажиотаж или очереди, которые могут быть вызваны искусственно или возникнуть из-за технических накладок. Поэтому лучше не торопиться», — говорит Марков.
При этом он советует заранее позаботиться о продлении страховки тем автомобилистам, у которых срок действия полиса истекает в первых числах июля, так как старые бланки по закону уже будут недействительны, а новые страховые компании могут еще не получить.
«Особых поводов для паники автовладельцев я не вижу. Самое главное — выплаты по страховым документам старого образца все равно будут производиться до конца их срока действия», — заключает автоюрист.