Су-24 — сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в КБ Сухого. Принят на вооружение в 1975 году. Выпускался на Новосибирском авиационно-производственном объединении имени Чкалова до 1993 года. Всего произведено порядка 1400 машин.
Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью. Для прорыва противовоздушной обороны самолет способен летать на предельно малых высотах в режиме автоматического огибания рельефа местности.
Самолет оснащен РЛС переднего обзора «Орион» и РЛС предупреждения о столкновении, прицельно-навигационной системой «Кайра». Это позволяет бомбардировщику применять широкий спектр неуправляемого и управляемого вооружения, в том числе высокоточные: бомбы, ракеты, кассетные боеприпасы с лазерным, телевизионным, радиолокационным и спутниковым наведением.
В советские времена большая часть Су-24 была нацелена на нанесение ударов, в том числе ядерных, по объектам НАТО в Европе. Бомбардировщики успешно принимали ограниченное участие в Афганской войне. Действовали они там с баз на советской территории. Потерь не было.
После развала Советского Союза самолет участвовал практически во всех конфликтах на постсоветском пространстве — Таджикистане, Карабахе, в Чечне. Всего на Северном Кавказе в ходе двух чеченских конфликтов было сбито или разбилось три Су-24.
Во время российского-грузинского конфликта в 2008 году в Южной Осетии Су-24 наносили удары по грузинским позициям. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолетов этого типа.
Самолет поставлялся на экспорт в Ливию, Иран и Ирак. Ливийские и иракские Су-24 были уничтожены в ходе различных конфликтов. Иран продолжает эксплуатировать эти самолеты.
Технические данные:
Максимальная взлетная масса машины — 40 тонн,
Максимальная скорость полета на высоте — 1700 км/ч,
Потолок — 11 500 метров,
Боевой радиус — 560 километров,
Максимальная боевая нагрузка — 7,5 тонн,
Экипаж — 2 человека.