НАВЕРХ

Торговля в облаках: риски и выгода

Фото: © предоставлено Аскаром Рахимбердиевым

В то время как европейская часть России активно переходит на управление бизнесом с помощью облачных технологий, Сибирь с этим направлением только знакомится. О том, как использование интернет-сервиса позволяет экономить и как получить его бесплатно, рассказал сооснователь компании «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.

— Самый очевидный вопрос. Зачем бизнесменам управлять торговлей через облако?

— Неважно, как вы торгуете: оптом, в розницу или у вас интернет-магазин, в любом случае вы должны оформлять какие-то документы. Мы упрощаем работу с этими документами и позволяем их распечатывать.

Если вы ведете закупки, печатаете в сервисе документы о продаже, то автоматически в «МоемСкладе» появляются корректные данные о том, какие у вас остатки товара, на каких складах.

Сервис отслеживает закупочную цену и в реальном времени считает прибыль и накладные расходы. Выводится общая ситуация по компании. Например, можно увидеть итог недели с финансовой точки зрения: как компания себя чувствует, на что она наторговала, какая была прибыль, какие были расходы.

Эту финансовую картину можно рассмотреть и подробнее. Например, в разделе «Товары» содержится информация о том, какие из них приносят прибыли больше. Ведь выручка с товара может быть большой, а прибыль низкой или вообще отрицательной. А на основании этих данных уже можно анализировать — что выгодно, а что нет.

Кроме того, поскольку фиксируются продажи, собирается клиентская база. Как известно, продавать существующему клиенту, как минимум, дешевле, чем привлечь нового. Это как раз можно сделать через повторные продажи.

Если у вас уже сформирована хоть какая-то клиентская база, при помощи сервиса вы можете с ней работать. Например, выбрать клиентов, которые часто делают покупки, по которым суммарно достаточно большой объем продаж, но которые, по каким-то причинам последний месяц у вас ничего не покупают. Вы можете всех их найти и позвонить, спросить, как дела, узнать, почему он исчез, может ему что-то нужно.

Если вы работаете с рассылками по электронной почте, можно точно также выделить какой-то клиентский сегмент и выгрузить адреса из сервиса для управления торговлей в сервис рассылок.

— А как этот сервис для торговли взаимодействует с традиционной бухгалтерией?

— Все документы, которые оформляются в «МоемСкладе», можно перенести в онлайн-бухгалтерию. Часто бывает у предпринимателя бывает бухгалтер-аутсорсер, и если он сам не оформляет документы в ежедневном режиме, то в конце месяца его ждет пачка бумажных документов. С «МоимСкладом» такой ситуации нет, поскольку все можно грузить в 1C:Бухгалтерия автоматически.

— Товароведу чем такой сервис помогает? И может ли учитывать удаленные торговые точки, где всего один продавец за прилавком?

— Например, заказы в интернет-магазине автоматически попадают в «МойСклад», а обратно на витрину выгружаются данные об остатках. То есть, если какой-нибудь товар закончился или вы поставили его в резерв, то информация на витрине о том, что товара у вас уже нет или наоборот, оперативно обновится.

Также существует модуль для продавца розничной точки. Это такой сильно упрощенный интерфейс, который похож на обычную электронную кассу. В нем можно работать и при отсутствии интернета, например, когда в торговом павильоне пропала связь.

Ничего страшного, в такой ситуации можно продолжать оформлять продажи. Когда интернет появится, все эти данные отправятся в сервис.

— В чем конкретно выгода, кроме удобства?

— Выгода немалая, и она, главным образом, связана с тем, что вы ничего не устанавливаете на свой сервер, свой компьютер, а работаете через интернет.

Исчезает необходимость в собственном администраторе-айтишнике, поскольку это решение полностью администрируется компанией-провайдером, представляющей сервис. Соответственно, во многих случаях свой сисадмин оказывается просто ненужным.

Облака дают мобильность. Они позволяют объединить несколько точек, которые находятся в разных местах. Например, офис продаж в центре и склад за городом, где он дешевле. Они будут работать с одной и той же базой, видеть остатки. Соответственно, с обычного ПО и компьютеров достаточно сложно передавать данные. С облаками нет задачи - объединить несколько офисов, потому что они и так связаны через интернет.

У нас, кстати, есть приложение для Android и для iOS, чтобы управляющий самые основные вещи мог смотреть с экрана компьютера или телефона.

Кроме того, облака приносят выгоду не только за счет оптимизации процессов торговли. Все облачные сервисы работают по подписке. У нас минимальная подписка – месяц. А когда вы используете коробочное программное обеспечение, платите за него целиком и сразу.

С подпиской мы рассчитываем на то, что пользователь будет работать с нами в течение нескольких лет. В первый год для нас этот клиент может быть убыточным, поскольку подписка начинает приносить прибыль только спустя какой-то период.

Получается, что это некий кредит, который дает пользователям создатель сервиса. У нас вы можете заплатить за месяц и, если не понравилось, то просто не платить дальше - вы теряете очень небольшую сумму. А деньги за лицензию на обычное ПО, если вы его купили, уже никак не вернуть.

— А нет риска, что предприниматель оформит подписку на месяц, позже она подорожает, а он уже не сможет работать с другим сервером?

— Тут надо смотреть, какие возможности можно получить, перенося свои данные. Мы, например, даем возможность абсолютно бесплатно выгрузить все свои данные с нашего сервера в любой момент.

Можете хранить их у себя на диске или на другом сервисе, чтобы спокойнее было. Я думаю, стоит выбрать один конкретный сервис и обратить на него внимание, сразу проверять, сможет ли он выгрузить все данные или нет.

— Есть ли гарантии защиты данных в облаках от взлома или потери?

— Если у вас обычное ПО, то компьютер никто не контролирует. То есть, любой человек может подойти, начать копаться в нем и вы не будете знать, что он делает.

В нашем случае данные находятся в центре обработки данных (ЦОД) за пределами России, резервное копирование идет из одного ЦОД в другой. В другом центре есть такая же площадка на случай, если в первом вдруг произойдет какая-то глобальная авария. Все данные с задержкой всего в 3-4 секунды переедут в другой ЦОД.

— Что на ваш взгляд останавливает компании от перехода на облачные технологии?

— Раньше это была в большей степени зависимость от интернета, но в настоящий момент он уже хорошо развит. Сейчас это, скорее, недостаток информации. Многие переходят на облака, когда о них узнают. Это очень популярная модель среди ИТ, среди компаний, не связанных с такими технологиями, информация об этом пока только начинает распространяться.

— Сложен ли процесс перевода компании с традиционного софта в облака?

— Нет, совсем нет. Можно быстро перенести основные данные: базу клиентов, справочники товаров, остатки по товарам.

Еще одно отличие облачных сервисов - в них можно начать работать быстрее, чем овладеть традиционным ПО. Это связано с тем, что ничего не надо устанавливать, все уже готово, нужно только зарегистрироваться.

Кроме того, облачные сервисы проще своих офлайновых аналогов. Их разрабатывают со стандартом, подразумевающим, что пользователю на сайте все должно быть понятно. Разработчики облачных сервисов на это тратят много усилий.

— Сейчас на рынке есть достаточно много много облачных сервисов. Как выбирать? Например, чем отличается ваша?

— Для управления торговлей западные сервисы не подходят. У нас много специфики: нужно печатать какие-то документы, формы, которые есть только в России. Мы — одни из лидеров этого рынка в сфере торговли в России, нам больше 8 лет. Это значит, что вы будете работать с готовым, а не сырым продуктом.

— В условиях кризиса важно правильно вложить деньги. Расскажите, что именно сможет протестировать клиент с помощью двухнедельного пробного бесплатного периода?

— Он получит все функции, и до пяти сотрудников смогут работать в этой системе. После окончания этого периода у нас есть бесплатный тарифный план, который неограничен по времени, но предназначен для одного пользователя. Соотвественно, это подходит ИП, где работает только один человек. Как правило у такого ИП очень мало денег, и мы даем ему возможность оставаться с нами. Когда он подрастет, наймет сотрудников и сможет платить, он перейдет на другой тарифный план.

— Насколько активно облачными технологиями пользуются в регионах Сибири? Есть ли города-лидеры или наоборот места, где не знают о такой возможности?

— Среди клиентов, которые присоединились к нам в этом году, в топ-20 городов по подключению попали Новосибирск (на шестом месте) и Иркутск (20 место). По-прежнему половину клиентов дает центральная часть России, Уральский и Южный федеральные округа. Это статистика не только про облака, но и в целом про торговлю, которая, видимо, в этих округах более развита, чем в Сибири.

— Ваш дата-центр во Франции. Не противоречит ли это новому закону, который обязывает хранить данные на серверах в России? И почему вы используете иностранный дата-центр, а не российский?

— Мы выбрали этот дата-центр из-за надежности и цены. Мы давно используем этот центр и до этих прыжков курса валюты с их ценой нельзя было конкурировать.

Чтобы сейчас соответствовать новым законам, планируем переехать на российские ЦОДы, также открыть две площадки - в Москве и Санкт-Петербурге (основную и дублирующую).

«МойСклад» — первый в России интернет-сервис управления торговлей и складом. Его официальный запуск состоялся в феврале 2008 года. В 2011 году инвестором и совладельцем сервиса стала фирма 1С. На сегодняшний день «МойСклад» входит в число лидеров российского рынка SaaS-приложений, сервисом уже воспользовались 400 тысяч компаний.

На правах рекламы

Еще по теме
Раскрыты самые популярные запросы о шашлыке
Нейросеть VASA-1 создала пугающе реалистичные видео
Российские сайты начали отключать вход через Google и Apple ID
YouTube замедлил видео для пользователей блокировщиков рекламы
смотреть все
Обсуждение (13)