НАВЕРХ

Самый короткий полет: авиамаршрутка до Новокузнецка

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Теперь до Новокузнецка из столицы Сибири летает небольшой чешский самолет. Несмотря на то, что несколько «домашним» внутренним устройством пассажирам он напомнил маршрутку, сегодняшняя дешевизна и экономия времени — неоспоримые плюсы. А по словам авиаторов, это судно на самом деле по надежности не уступает «Боингу».

ЗА ЧАС И 20 МИНУТ

У стойки регистрации в Толмачево в 11.00 в очереди несколько человек. Новое направление открыли в минувшую субботу. Между Новосибирском и Новокузнецком теперь курсирует чешский самолет L-410 UVP-E20 авиакомпании «КрасАвиа». На борт это судно способно взять 17-19 пассажиров в зависимости от объема багажа.

«К родственникам лечу. Месяца два назад в новостях узнал о новом рейсе. За три-четыре недели купил билет за 1700 рублей. Раньше на поезде ездил, но самолет быстрее. Один поезд десять часов едет, другой — 11 часов. Стоимость почти одинаковая, поезд даже на 400 рублей дороже», — поделился один из пассажиров нового рейса Андрей.

По словам руководителя пресс-службы «КрасАвиа» Владислава Власова, низкая стоимость билета обеспечена благодаря федеральной субсидии, которая закрывает 50% расходов авиакомпании на рейс. Однако, по его словам, посчитать — сколько стоил бы билет без субсидии — достаточно сложно, поскольку на его стоимость влияют ставки сбора в аэропорту посадки, километраж и другие факторы.

«Тысяча рублей без учета сборов — это цена, которую можно сравнить с поездкой на железнодорожном транспорте или на автобусе. А здесь можно фактически за час долететь (реальное время перелета)», — сказал Власов.

Сейчас действует летнее расписание: рейсы по вторникам, четвергам и субботам. Отправление из Новосибирска в 12.30, прибытие в Новокузнецк в 14.50. Отправление из Новокузнецка в 15.30, прибытие в Новосибирск в 15.50 (по местному времени). Затем по результатам летних полетов и оценки его загруженности, расписание может быть пересмотрено.

«В начале июня мы откроем еще один субсидированный рейс — Красноярск-Ленск. Это направление открываем впервые. Жители Ленска (Якутия) добирались в Красноярск через Иркутск другой авиакомпанией. Эта программа (субсидирования) принята и она корректируется, если кто-то из авиакомпаний отказывается, то заходят другие», — сказал представитель авиакомпании.

ЧЕБУРАШКА

Небольшой чешский самолет L-410 напоминает маршрутку: всего 19 сидений, бутылки с водой в карманах передних сидений, пилота видно за ширмой. Но авиаторы к самолету относятся уважительно и ласково называют Элкой или Чебурашкой — из-за того, что в фас у него стекла напоминают глаза, а винты — уши.

«На самолете данного типа я пролетал более 3 тысяч часов. Оцениваю данный самолет как прекрасный для региональных перевозок, лучше самолета нет. Самолеты все новые, оборудование современное. Самая минимальная аварийность на этих самолетах», — сказал командир воздушного судна Александр Дашкевич. Он добавил, что пассажиры, от которых пилоты отделены символически, его совершенно не отвлекают.

Власов уточнил, что «КрасАвиа» взяла в лизинг три таких самолета, еще два арендует. И это в каком-то смысле российские самолеты — завод находится в Чехии, но принадлежит российским промышленным группам.

«Они (самолеты) надежные, экономически эффективные. Небольшие, но при этом летают быстро, вся авионика (бортовое радиоэлектронное оборудование) как у Boeing, автопилот есть», — сказал Власов.

Самолеты с конвейера авиакомпания успела оформить в лизинг в 2012 году, когда про санкции еще не было и предположений. Авиакомпания имеет еще порядка 50 воздушных судов, среди которых АН-3, АН-26, ЯК-42 разного года выпуска, но все, утверждает перевозчик, в состоянии летной годности.

Перед полетом командир судна по-домашнему всех приветствует и поздравляет с приближающимся Днем Победы, желая, в том числе, мирного неба. Этот самолет даже назвали в честь красноярского Героя Советского Союза Василия Олейникова.

Но полет для привыкших летать на больших лайнерах беспокойный. Взлет и посадка проходят особенно волнительно: немного трясет, болтает, пахнет топливом. Но когда самолет поднимается на высоту 3200 метров, никакой болтанки уже нет.

«Первый раз лечу таким маленьким самолетом. Пока страшно. Он маленький, его так болтает. Лечу домой, в Новосибирске учусь в НГУЭУ. Ездила на скоростной электричке 6 часов. Я поэтому и выбрала рейс — сравнила стоимость электрички и самолета… Она не сильно различается, а по времени получается быстрее», — сказала одна из пассажирок Алина. Несмотря на экстрим, она готова пользоваться рейсом и в будущем.

Пассажиры отмечают еще одно преимущество — сравнительно небольшая высота полета позволяет сделать больше кадров на телефоны и фотоаппараты. При снижении можно даже разглядеть свой дом. Среди минусов пассажиры отметили одно — ограничение багажа, только 10 килограммов вместе с ручной кладью.

РЕШИТ РОСАВИАЦИЯ

Для аэропорта Новокузнецка на сегодня это единственный рейс в сибирский город. Отсюда летают в Москву, Сочи, Анапу, Турцию и Вьетнам.

«Ведем переговоры с «КрасАвиа» для открытия рейса Новокузнецк-Красноярск. Возможно Горно-Алтайск, Томск — все по программе субсидирования. В России с самолетами такого класса других авиакомпаний нет, они умерли. На Airbus не полетишь Новосибирск», — говорит замдиректора аэропорта Новокузнецка Валерий Хомский.

По его словам, не понятно, почему бы снова не запустить рейс Новокузнецк-Красноярск. В прошлом году у «КрасАвиа» он был и летал с загрузкой 100%. «В этом году дотации на этот маршрут не выделили. Как всегда, у нас все хорошо, давайте сделаем, чтобы было плохо», — недоумевает Хомский.

«Мы — государственная компания Красноярского края. Мы с начала этой федеральной программы начали по ней работать, но при назначении новых рейсов решает Росавиация, нам эти рейсы дают (или не дают)», — прокомментировал Власов.

На сегодня программа субсидирования региональных перевозок позволяет «КрасАвиа развиваться. Если программу закроют, это будет ударом по региональной авиации, так как из-а повышения цен пассажиры опять пересядут на поезда и автобусы.

К факторам, осложняющим работу в Сибири, представитель авиакомпании отнес большие расстояния между городами, в сравнении с европейской частью России, и климат. Не каждый небольшой самолет сможет летать в минусовую температуру. Но Элла — один из тех, которые смогут.

Сейчас авиакомпании и аэропорты ждут — кто получит субсидии на рейс в Симферополь. Для авиабизнеса это шанс заработать, а для сибиряков — увидеть Крым при адекватной цене. Пока Росавиация не решила.

Почти через полчаса после прилета рейса в Новокузнецк, Чебурашка готовится в обратный путь в Новосибирск. Если в Кузбасс летели 17 пассажиров, то обратно меньше — 12. Но пока статистика не показательна. Однако в последствии, в том числе и на основе нее Росавиция будет решать судьбу рейса.

Теоретически, если рейс будет очень успешен, он сможет работать без субсидии, но пока ни один из 15 запущенных с 2013 года субсидированных рейсов «КрасАвиа» не перешел в статус коммерческих.

СПРАВКА: Всего из аэропорта Толмачево выполняется 21 региональный рейс (в радиусе 1800 километров). В том числе восемь субсидированных: в Абакан, Горно-Алтайск, Кызыл, Новокузнецк, Ноябрьск, Омск, Стрежевой, Ханты-Мансийск.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Перечислены страны, куда россияне могут поехать без загранпаспорта
Турфирмы рассказали о повышении спроса россиян на шенгенские визы
Стоимость летнего отдыха подскочила на 15%
Лыжницы и сноубордистки в бикини спустились с горы в Шерегеше
смотреть все
Обсуждение (18)