НАВЕРХ

Контрольные закупки ОСАГО выявят «непорядочных» страховщиков

Фото: Sibnet.ru

Тарифы на ОСАГО с 12 апреля выросли на 40-60%. Государство дало страховым компаниям больше заработать, а в ответ ждало «порядочности» по отношению к автомобилистам. Но жалобы на автостраховщиков не прекратились. Теперь наводить порядок обещают жестко, отменив ранее действовавший принцип «понять и простить».

«Ситуацию по ОСАГО можно назвать катастрофической. Если в 2014 году она была плохой, то в 2015-ом — стала ещё хуже. В прошлом году ЦБ в Сибирском федеральном округе получил по автогражданке 1157 жалоб, в первом квартале этого года — уже 650 обращений. Неплохая такая динамика», — сказал замначальника управления Банка России по защите потребителей в СФО Алексей Чубинов.

Проблемы ОСАГО обсуждались в четверг на координационном совете МА «Сибирское соглашение». Разговор приурочили к повышению стоимости автогражданки. В воскресенье базовый тариф вырос на 40%, при этом страховщикам был дан «тарифный коридор», в рамках которого они могут поднять цены ещё на 5-20%.

До этого ОСАГО повышалось в цене менее года назад — тариф увеличился на 30% в октябре 2014 года.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЗАБАСТОВКА

Первую декаду апреля специалисты по страховому рынку Банка России жили в состоянии аврала. По словам начальника управления контроля некредитных организаций ГУ Центробанка в СФО Николая Семёнова, он лично получил десятки звонков от возмущенных граждан. Страховые компании почти повсеместно отказывались продавать полисы по старым расценкам.

«Автостраховщики устроили итальянскую забастовку. Под разными предлогами они не выдавали полисы клиентам по старым тарифам. Одни говорили, что у них нет бланков, другие ссылались на технические проблемы. Я думаю, не нужно говорить, что это не есть хорошо», — отметил Семенов.

Он уточнил, что такой подход к клиентам был характерен для федеральных компаний. Местные страховщики вели себя более цивилизовано. Среди регионов особенно «отличилась» Кемеровская область и, прежде всего, город Прокопьевск, который стал чемпионом по количеству жалоб.

АВТОГРАЖДАНКА С НАГРУЗКОЙ

Обращения в ЦБ продолжили поступать и после введения новых тарифом. Теперь люди снова жалуются на то, что страховщики при оформлении полиса в нагрузку навязывают им лишние страховые услуги. Если же клиент отказывается от допуслуг, ему опять-таки под разными не выдают полис.

Проблема эта старая. Власти рассчитывали, что она исчезнет, как только вырастут цены. «В 2014 году было 707 жалоб на это, в первом квартале 2014-го — уже 327. Была негласная договоренность: после повышения тарифов ОСАГО практика навязывания дополнительных услуг будет прекращена. Но люди жалуются. Их в нагрузку заставляют страховать жизнь, имущество и так далее», — пояснил Чубинов.

В ответ председатель комиссии Сибирской ассоциации страховщиков Ольга Бутковская заметила, что речь в данном случае, скорее всего, идёт не о навязывании, а о предложении услуг, то есть обычном для страхования механизме кросс-продаж. Но, если ОСАГО ставят в зависимость от других услуг — это, конечно, не правильно, заметила она.

Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков (РСА) в СФО Сергей Мороз подтвердил, что речь идет именно об отказе в выдаче полиса ОСАГО, если клиент не оформляет допуслуги. Хотя, подчеркнул он, грешат этим не все компании.

«Раньше мы знали, что тарифы недостаточны и относились к подобным нарушениям часто по принципу «понять и простить». Но после повышения тарифов ситуация изменилась. Страховщики не могут ссылаться на финансовые трудности. Я хочу сказать, что их ждут контрольные закупки со стороны регулятора и РСА. Компании должны быть готовы и к другим оперативным мероприятиям», — заявил Мороз.

КРИЗИС ВЕРНУЛ УБЫТКИ

По данным ЦБ, в 2014 году в Сибири было собрано взносов по ОСАГО на 151 миллиард рублей. Страховые выплаты в прошлом году составили 90 миллиардов рублей. То есть страховщики выплатили клиентам только порядка 60% от собранного. Тем не менее, компании сработали с убытком.

Дело в том, что при расчете здесь используется комбинированный коэффициент убыточности, который включает в себя кроме суммы выплат клиентам за год, резервы под будущие выплаты, административные расходы и выплаты по судам.

По словам Бутковской, предыдущее октябрьское повышение в 25-30% полностью «съело» падение курса рубля. Выросли цены на импортные запчасти, лакокрасочные изделия для машин в РФ вообще не производятся. В пользу клиентов был принят еще ряд законодательных инициатив.

«В результате треть компаний в Сибири не смогли выйти даже на нулевую рентабельность. Нынешнего 40-60% повышения тоже недостаточно. Запаса прочности осталось на год-полтора. По оценке экспертов, тарифы на ОСАГО нужно пересматривать ежегодно, в будущем — перейти на свободные тарифы. Конкуренция по цене тогда превратится в конкуренцию по качеству услуг», — сказала Бутковская.

Руководитель окружного представительства РСА в заключение отметил очевидность того, что проблемы остались и с этим необходимо разбираться. «Нельзя допустить дискредитации ОСАГО. Чтобы эта форма обеспечения финансовой безопасности граждан воспринималась ими как дополнительные поборы, которые к тому же постоянно растут», — сказал он, добавив, что главное сейчас — снять недовольство людей.
Еще по теме
Появилось приложение для выплеска агрессии на других водителей
Проект о штрафах до 30 тыс. рублей для самокатчиков внесен в Госдуму
Минздрав предложил одеяло для автомобильной аптечки
Водителей начали штрафовать за новое нарушение
смотреть все
  • Опасное вождение
Обсуждение (47)