НАВЕРХ

Субсидированное небо Сибири: тест-драйв дешевого билета

Фото: © Полина Разуваева, Sibnet.ru

Какие возможности есть у тувинского аэропорта, как повлиял на региональную авиацию экономический кризис и откуда берутся дешевые авиабилеты, узнал корреспондент Sibnet.ru, слетав в столицу Тувы на новом рейсе Новосибирск – Кызыл – Иркутск.

Новый рейс открыт с 16 марта. Долететь до столицы Тывы можно за 3,5 тысячи рублей, до главного города Приангарья – примерно за 5 тысяч рублей. Сейчас небольшой самолёт летает по маршруту два раза в неделю, но со следующего месяца он перейдёт на трёхдневный график.

«Регулярные субсидированные рейсы выполняются на комфортабельных самолётах ATR-42-500 итальяно-французского производства вместимостью 46 кресел. Самолётики новые – около трёх лет, для самолёта это считается – молодой», – рассказывает представитель авиакомпании Nord Star Владимир Корнюшко.

Востребованность нового направления авиакомпания оценивает оптимистично. По словам Корнюшко, предварительные продажи билетов на рейс достигли 80%, в планах компании – выйти на 90% продаж. А в эту пятницу салон воздушного судна был заполнен на 100%.


ДВА ЧАСА 

Время в пути от Новосибирска до Кызыла – около двух часов. Как и положено на коротких рейсах, в полёте не кормят, но предлагают воду, а также пледы, в которых, впрочем, необходимости нет – в салоне комфортная температура.

«По комфорту, я бы сказала, средне. Немного трясёт, но для маленького самолёта очень даже неплохо. Хорошо, что в принципе появилась возможность такого перелёта», – делится впечатлениями Ольга, одна из первых пассажиров рейса.

Она летит в Кызыл по работе, а заодно и проведать родственников. В столице Тувы девушка бывает часто, но, по её словам, без самолёта путь был совсем не близким: приходилось добираться из Новосибирска до Абакана на поезде, а оттуда на автобусе – в общей сложности это занимало у неё почти двое суток. О новом рейсе она узнала из интернета.

Согласна с ней и семья Тимофеевых. «Мы сами из Кызыла, в Новосибирске были потому, что мой муж лежал здесь в больнице. Позвонили в справочную аэропорта, нам рассказали, что появился такой самолёт. По деньгам это недорого, просто копейки по сравнению с тем, что было раньше», – рассказывает Анна.

По её словам, на рейс, который летал из Кызыла в Новосибирск в прошлом году, билеты стоили около 9 тысяч рублей. Путь на поезде и автобусе ей тоже кажется очень долгим и утомительным.

Прошлый рейс в Кызыл, как и некоторые другие региональные, закрылся из-за невостребованности вследствие своей дороговизны.

КТО ЗА ЧТО ПЛАТИТ

Причина низких цен на билеты проста – рейс субсидируется государством. В этом году субсидированные рейсы из Новосибирска также открыты в Горно-Алтайск, Ноябрьск, Стрежевой и Ханты-Мансийск.

«В первую очередь субсидируются направления, которые не имеют альтернативного вида транспорта. То есть население имеет возможность улететь из определённого населённого пункта либо самолётом... либо ничем. За счёт выделения субсидий авиакомпания имеет возможность уменьшить тарифы», – поясняет начальник отдела маркетинга аэропорта Толмачёво Татьяна Рымар.

Конечно, низкие цены не вечны. Государство перестаёт частично финансировать перевозки тогда, когда пассажиропоток превышает 8 тысяч человек. Соответственно, тогда поднимается и цена билетов. Насколько именно она может повыситься в случае с Кызылом, представители и авиакомпании, и аэропорта пока ответить затруднились.

«Рейсы по одному маршруту могут выполнять разные перевозчики, и экономика рейса зависит, в том числе, от типа воздушного судна. На стоимость билета также влияют ставки сбора в аэропорту посадки, в том числе и расходная составляющая самой авиакомпании. У нас уже есть опыт перехода на коммерческую основу: по направлению Новосибирск – Братск пассажиропоток достиг своего потолка, но рейс продолжает успешно выполняться», – рассказывает Рымар.

КУЗБАСС И ХАКАСИЯ

В мае этого года из Новосибирска начнёт летать ещё один субсидированный рейс – в Новокузнецк, до которого сейчас можно доехать за восемь часов на автобусе или за шесть часов на электричке. Цена билета и на то, и на другое приближается к тысяче рублей. Логичный вопрос: почему государство согласно финансировать рейс и в тот город, до которого добраться совсем не трудно?

«Мы ориентируемся не только на бизнес-пассажиров, которые выполняют деловые поездки между городами, но и на тех, кто выполняет перелёты через Новосибирск – им очень удобно добираться авиатранспортом с минимальными удобными стыковками и сквозной регистрацией. Билет будет стоить около 1 тысячи рублей», – поясняет представитель Толмачёво.

Авиакомпания Nord Star недавно открыла ещё один субсидированный рейс, который уже начал пользоваться популярностью – в Стрежевой. Перевозчик видит перспективным и другое направление – Абакан. Именно тот, от которого ездят на поезде в Новосибирск жители Кызыла. Время в пути – больше суток, потому что железная дорога между Новосибирской областью и Хакасией делает большой «крюк». Самолёты в столицу республики, по планам авиакомпании, начнут летать уже в ближайшее время.

ВСЕ ПРИОСТАНОВИЛИ

Аэропорт Кызыла – совсем маленький, но аккуратный и ухоженный, недавно отремонтированный. До самолётов по взлётному полю пассажиры здесь ходят пешком, багаж выдают прямо на стоянке – в каком-то смысле это даже удобнее, чем долгое ожидание автобусов в зоне вылета и чемоданов на багажной ленте.

Всего через тувинский аэропорт сейчас проходят три рейса – до Новосибирска, Иркутска и Красноярска. Казалось бы, для такого маленького пространства и республики с населением чуть более 300 тысяч человек этого достаточно, но всё оказывается иначе.

«Тыва – это регион, в котором транспортная инфраструктура в очень плачевном состоянии. Здесь одна единственная дорога федерального значения, плюс одна вспомогательная, и авиасообщение. Планировалось открытие железной дороги, но в связи с кризисом всё это приостановили. Естественно, выбираться отсюда очень тяжело. Даже я сам, когда улетаю в командировки в Москву, еду до Абакана шесть часов, а оттуда уже лечу», – рассказывает заместитель директора аэропорта Шолбан Кужугет.

По его словам, сейчас отремонтированный аэровокзал рассчитан на 250 человек в час. Не так уж и много... Но на деле в дни рейсов через него проходят не более 100 пассажиров. Главная мечта тувинских авиаторов, по словам Кужугета, – прямой рейс до Москвы.

НА МОСКВУ

«Сейчас работаем над открытием прямого рейса на Москву. Этим заинтересовалась авиакомпания «Атласджет» – собственник суперджетов. Он будет выполнять эти рейсы под «Бурятскими авиалиниями». В конце этого месяца они выполнят технический рейс, будем работать с Росавиацией над открытием данного направления. Я надеюсь, что мы как авиаторы постараемся доработать этот вопрос», – говорит замдиректора аэропорта.

Помимо пассажирских самолётов в кызыльском аэропорту базируется техника МВД, ФСБ и Министерства обороны. Но денег на развитие авиаузла всё равно не хватает.

«Нас субсидирует Росавиация, но доходов мы всё равно не добираем. За последние полтора года мы приобрели благодаря этому много спецавтотранспорта. Рассматривается вопрос о начале реконструкции аэропортового комплекса. После неё можно будет принимать самолёты большей вместимости. Мы сейчас очень ограничены, взлётно-посадочная полоса не соответствует техническим характеристикам», – объясняет тувинский авиатор.


К САНКЦИЯМ ГОТОВЫ

Есть риски, что кризис затормозит не только развитие железной дороги в сибирских «малых» республиках, но и развитие региональной авиации: санкции ограничивают закупку российскими авиакомпаниями импортных самолётов. Правда, по словам специалистов, на ближайшие годы техники хватит.

«Авиакомпании подготовились, закупили зарубежную технику. Поэтому в ближайшие лет пять-десять дефицита самолётов у нас точно не возникнет», – уверенно отвечает Татьяна Рымар, напоминая и об импортозамещении, на которое сейчас делается основной упор.

«Насколько я знаю, сейчас принимается решение по восстановлению отечественного самолётного парка. Будут выпускаться отечественная техника, будем надеяться на это. У нас есть альтернатива, например, самолёты АН-148 вместимостью 90 кресел. Ещё не выведены из эксплуатации АН-24, которые просто незаменимы в некоторых северных аэропортах», – говорит она.

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачёво) — крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1,8 тысячи пассажиров в час, на международных – 750 пассажиров. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы I и II категории ICAO.

Фото: © Полина Разуваева, Sibnet.ru
Еще по теме
Как «прочитать» автомобильную дорогу
Самолет NordStar получил ливрею с рычащим медведем
Минтранс призвали запретить овербукинг
Желтая Lada Kalina Путина открыла движение на трассе «Сибирь»
смотреть все
Обсуждение (1)