Эксперты считают, что тенденция увеличения на российском рынке доли иномарок будет продолжаться и постепенно в российском парке легковых машин отечественных авто останется только 20%, которые будут представлены марками Lada и «УАЗ».
Общее число легковых автомобилей в России на начало этого года превысило 40,8 миллиона. Таким образом российский автопарк вырос за прошлый год на 1,5 миллиона машин. Согласно исследованию «Автостата», увеличилась за этот период примерно на 2% и доля машин иностранных брендов, которая теперь составляет 55,4% от общего объема автопарка.
Доля авто иностранного производства неизменно растет последние несколько лет. Если в 2007 году объем парка легковых иномарок составлял 31,5% от общего количества зарегистрированных машин в России, то в 2010 году этот показатель увеличился до 43% и продолжил расти в течение последних четырех лет.
Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков отмечает, что тренд роста доли иномарок в автопарке будет продолжаться. «Со временем российских автомобилей вообще, по сути, не останется. Уже сейчас автомобили Lada сложно называть российскими машинами. Тот же Largus построен на платформе Renault. Новые модели — Vesta и Х-RAY — тоже будут базироваться на иностранной платформе концерна Renault-Nissan. Сама марка Lada будет существовать и дальше, но из российского в ней останется только название», — сказал Целиков «Газете.Ru».
«В долгосрочной перспективе структура российского автопарка будет постепенно приближаться к структуре продаж, в которой доля российских брендов Lada и «УАЗ» составляет менее 20% от общего объема рынка, — прокомментировал изданию аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.
Эксперт отмечает, что внушительную часть автопарка пока составляют старые автомобили российского производства. «При этом срок их выбытия из автопарка значительно меньше, чем у иномарок. Этот фактор также будет оказывать влияние на сохранение тенденции к сокращению доли машин российских марок в автопарке», — считает Беспалов.
По данным аналитиков, уже в 46 из 50 городов России с наиболее крупными автопарками доля иномарок превышает долю отечественных машин. А в некоторых городах Дальнего Востока иномарок более 90%. Также среди лидеров по доле иномарок Калининград (89,5%) и Иркутск (78,1%). Москва и Санкт-Петербург оказались по этому показателю только на седьмом (76,1%) и восьмом (74,3%) месте соответственно. Замыкают десятку городов по показателю доли иностранных автомобилей Сургут (74,1%) и Новосибирск (73,5%).
Автопарк в большей степени состоит из отечественных машин в Тольятти, Ульяновске и Саратове, здесь доля иномарок составляет 33,4, 44 и 48,5% соответственно.
Согласно исследованию «Автостата», пятерка лидеров среди иномарок в российском автопарке выглядит следующим образом: Toyota Corolla (725 700 единиц), Ford Focus (634 200), Renault Logan (500 400), Chevrolet Niva (463 070), Daewoo Nexia (410 500). Среди отечественных автомобилей в российском автопарке лидируют такие модели, как Lada 2106 (1 790 600 единиц), Lada 2107 (1 755 100), Lada 2101 (980 900), Lada 4x4 (971 400) и Lada 2109 (886 100).