НАВЕРХ

Шоплифтеры в Сибири: воровство как развлечение

Фото: © Sibnet.ru

Модное в столице криминальное хобби докатилось до Сибири. Теперь подростки выносят из магазинов не только шоколадки, но и куртки, мелкую электронику и много чего еще, чем не стыдно похвастаться перед «коллегами». А некоторые воруют и с целью подзаработать. При этом обмен опытом и знакомства «заказчика» с «исполнителем» легко происходят в социальных сетях.

НАПАРНИК ПО КРАЖЕ

В соцсети «ВКонтакте» несколько групп шоплифтеров, где они хвастаются перед друг другом украденным, делятся опытом или ищут напарника. «Народ! совет нужен. Воруем с другом 3 года наворовали тыщ на 60, и вот решили переть технику эплевскую, куда ее лучше прятать чтоб не палили?», — спрашивает один из членов сообщества (авторская орфография и пунктуация сохранена).

Среди пользователей таких групп есть продавцы и охранники магазинов, готовые помочь напарнику вынести вещь из магазина. «Придумал схему, прошу оценить. Есть друг. Я, беру и отцепляю аларм (звенит на рамке) с легкой тонкой куртки, в торговом зале (алармы старого образца, плоскогубцами перекусываются) далее приходит мой друг в момент когда много покупателей, я якобы с клиентом общаюсь с ним, беру несколько вещей идем в примерочную. Там под зимнюю куртку он надевает украденную», — написал человек, представляющийся продавцом спортивного магазина.

Шоплифтеры в соцсетях продают и специальное «снаряжение», которое размагничивает контрольные устройства на товарах и «отражает» сумки, чтобы украденное не звенело при проходе через рамки. Моральных терзаний участники групп не испытывают, некоторые из них даже работают по заказу, продавая товар заказчикам за 50% стоимости.

Те, кто боятся попасться на краже, стараются «брать» товары не дороже 1 тысячи рублей, за это грозит лишь административная ответственность — чаще всего штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного или административный арест на срок до 15 суток. Кроме того, они часто готовы оплатить украденное, если попадутся на кассе.

По словам менеджера по связям с общественностью магазина «М.Видео» Юлии Зотовой, в основном воруют мелкие товары, которые невозможно прикрепить к витрине. Поэтому в с списке самых популярных товаров у магазинных воришек: диски, наушники, портативные игровые приставки.

«Подростки совершают примерно 30% краж в наших магазинах. А в среднем возраст воришек от 15 до 55 лет», — отметила Зотова.

С подобными кражами — цифровой техники и дорогостоящих аксессуаров — сталкиваются и в «Эльдорадо», но реже. Как рассказал заместитель вице-президента по безопасности торговой компании Андрей Скурихин, шоплифтеры в их магазинах не частые гости, так как ритейл в сегменте бытовой техники и электротехники существенно отличается в плане безопасности.

«Прежде всего, цены представленной продукции существенно выше, соответственно, применяются более серьезные антикражные системы защиты, что значительно сокращает число подростков и клептоманов среди «задержанных» в нашем сегменте. Значительно чаще нам приходится бороться с профессиональными ворами и организованными воровскими группами, нежели с индивидуалами», — сказал Скурихин.

Еще несколько опрошенных представителей торговых сетей сказали, что с кражами борются способами «закрытой» выкладки товара, даже мелкого. А потому особого всплеска краж не замечают.

ДОМАШНИЕ ДЕВОЧКИ

По данным полиции, несовершеннолетние в магазинах Новосибирской области совершили в 2013 году 114 краж, в 2014 году – 102 кражи. Самые популярные объекты воровства — одежда (45% случаев) и продукты (20%). Кражи из магазинов электроники составляют около 15%, чаще всего из них пытаются вынести мобильные телефоны, электронные книги, ноутбуки.

Например, уже в этом году в отдел МВД России по Мошковскому району поступило заявление о том, что в торговом центре злоумышленники похитили USB-модем и две флеш-карты на 8 и 32 Гб. Были задержаны трое учащихся 7-8 классов. Похищенное изъято, по факту кражи возбуждено уголовное дело. Один из подростков ранее уже привлекался к уголовной ответственности за хищение чужого имущества.

Как отметил представитель пресс-службы ГУ МВД по Новосибирской области Михаил Бирюков, новомодные кражи юных шоплифтеров — явление, которое пока не отразилось в сводках каким-либо заметным всплеском. С другой стороны, как сказали некоторые из опрошенных сотрудников магазинов, полицию в таких случаях вызывают не всегда. Особенно, если воришка согласился товар вернуть. И очевидно, по словам собеседников, что привлекать полицию при обнаружении мелкой недостачи товара тоже резона нет.

Обычно до заявления дело доходит, когда выносят более дорогую технику. Как, например, в соседней Томской области. Представитель пресс-службы УМВД России по ЗАТО Северск Виктория Смакотина рассказала о том, как две 16-летние школьницы украли в магазине игровую приставку стоимостью 30 тысяч рублей.

«В этом магазине с одной стороны не были установлены магнитные рамки, откуда они и вынесли товар. Они воспользовались тем, что продавцы чем-то увлечены. Ответственность здесь предусматривается уголовная при достижении 14 лет. Практика в подобных ситуациях такая: если первая кража, то условное наказание», — сказала Смакотина.

По ее словам, девочки характеризуются положительно, как домашние дети, возможно, «пересидели за компьютером и поддались новомодному явлению, захотели испытать каких-то острых ощущений». Она также отметила, что из-за незначительности ущерба многие магазины заявления на воришек не составляют.

Фото: © Sibnet.ru

РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА «РОВНОМ МЕСТЕ»

Психотерапевт Александр Буцких говорит, что люди, увлекаясь шоплифтингом, удовлетворяют потребность в острых ощущениях. «Это развлечение на ровном месте. Я знал человека, он в советское время дорогу переходил прямо перед машинами. Водители боялись, он ногу убирал в последний момент. Так удовольствие получал. Деньги, выгода в этом есть. Если брать слой чуть глубже, риск и нарушение границ дозволенного», — комментирует Буцких.

А публикация украденных вещей в соцсетях, по словам психотерапевта, можно оценить как опосредованный способ эксгибиционизма и самоутверждения. Это обнажение, но еще и с риском — могут найти, задержать или какие-то меры принять. Он объясняет, что клептоманы и шоплифтеры во многом пересекаются — в обоих случаях воровство становится зависимостью.

«Я думаю, это сводится к тому, что они пытаются бороться со смертью. То есть все это выглядит очень поверхностно «Я украл шоколадку, охранник дурачок, я всех обманул», а получается человек смерть победил. Это если смотреть бессознательно. Для человека настолько значимым становится (достижение), что он повторяет это вновь. И он не догадывается, что им движет», — сказал эксперт.

Еще по теме
Умер старейший в мире мужчина
Американский штат легализует супружескую измену
Названа сама счастливая страна мира
Женщина поймала мужа на измене благодаря приложению для тренировок
смотреть все
Обсуждение (21)