НАВЕРХ

Суд идет: Оперный боится не штрафа, а религиозной цензуры

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Суд в Новосибирске в среду приступил к рассмотрению дела директора Оперного театра Бориса Мездрича, обвиненного наравне с режиссером в публичном оскорблении образа Христа в опере «Тангейзер». Споры сторон об искусстве, чувствах и цензуре шли больше двух часов и завершились тем же, с чего начались. Впереди выступления дополнительных свидетелей и, возможно, еще одна экспертиза.

В начале года православные активисты выступили против спектакля «Тангейзер» в Оперном театре: их возмутила афиша с изображением Иисуса между ног женщины. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру. Прокуратура согласилась, что «Тангейзер» в данной трактовке оскверняет образ Христа, и режиссер постановки Тимофей Кулябин и руководитель театра Борис Мездрич стали ответчиками по административным делам.

Дела Кулябина и Мездрича рассматриваются отдельно. Начали с Мездрича. На заседании мирового суда Центрального района в среду прокуратура решила приобщить к делу заключение экспертизы, проведённой доктором богословских наук протоиереем Борисом Пивоваровым, и фрагменты «Тангейзера» на видео.

«К сожалению, приходится учить прокуратуру хорошим манерам и законам», — с таких слов начал выступление адвокат Мездрича Сергей Бадамшин. Он пояснил, что, как минимум, представитель заявителя (Русской православной церкви) не может проводить экспертизу, так как сам принадлежит к оскорблённой стороне. Также у защиты появился вопрос, где прокуратура взяла запись фрагмента оперы. Обвинитель утверждал, что получил её из рук директора театра, Мездрич же отрицал это.

Правду так и не выяснили. Что касается экспертизы, адвокат попросил назначить повторное исследование оперы, которое провели бы уже религиоведы из МГУ.

КРЕСТ И МЕЧ

Одним из основных тезисов правоохранителей стало то, что новосибирский «Тангейзер» не похож на оригинал оперы, где вместо Христа с крестом выступает просто рыцарь с мечом. «Использование образа Иисуса Христа и православного креста здесь очевидно, для этого не нужно специального образования. Для нас важно мнение именно человека, который относится к христианской конфессии. Оскорбляется образ, который чтим и почитаем всем миром. Дополнительной экспертизы для этого не требуется», — высказался представитель новосибирской прокуратуры Игорь Стасюлис.

«Меч любого рыцаря — это крест. Образ рыцаря и образ Христа — это всегда тесно переплетённые образы, они шли рука об руку, когда была инквизиция почище того, что происходит сейчас», — парировал Бадамшин. Здесь выяснился интересный момент: оперу не видели ни сам адвокат, ни «оскорблённая» сторона, митрополит Тихон.

ВОПРОС ПРИНЦИПА

Попросил слова ближе к концу заседания и сам директор театра, который в течение двух часов только соглашался со словами своего защитника. Мездрич долго пытался объяснить оппонентам, что спектакль пропагандирует честь, достоинство и другие нравственные ценности. Кроме того, он пояснил, что позиция в суде для него принципиальна.

«Я не собираюсь уходить ни от какого наказания. Просто сейчас решается вопрос о том, будет ли у нас вообще религиозная цензура или не будет», — сказал директор театра.

Судья Екатерина Сорокина несколько раз пыталась уточнить у представителей прокуратуры, чем именно Мездрич оскорбил православных и в чём заключался его умысел. Внятного ответа она так и не получила.

Представители прокуратуры объяснили, что вина директора в том, что он подписал разрешение на постановку «Тангейзера», добавив, что «естественно, никто напрямую не будет говорить — я хочу осквернить религиозный образ».

КРОВЬ И ГРЯЗЬ

В конце заседания стороны плавно перешли к подробному обсуждению постера, с которого и начался скандал, с точки зрения искусства. «Он выполнен в красных тонах, которые символизируют собой кровь и грязь», — утверждал представитель обвинения.

«Женщина (на плакате) не натуральная, обратите внимание на эту кукольность! Таких не бывает, это искусство, постмодернизм!», — объяснял адвокат обвиняемого.

«Мы просто придём к тому, что в Новосибирске запретят к 9 мая показывать фильмы про войну, потому что там есть нацистская символика», — также предположил Бадамшин.

В итоге суд удовлетворил одну из просьб защиты: не рассматривать дело без допроса свидетелей — сотрудников театра, в том числе и режиссёра «Тангейзера» Тимофея Кулябина, судить которого за аналогичное правонарушение будут в четверг. Вопрос с экспертизой религиоведами пока остался открытым.

Заседание по делу Мездрича состоится в следующий вторник. В случае, если его вина будет доказана, директору театра как должностному лицу грозит до 200 тысяч рублей штрафа за оскорбление чувств верующих. И очевидно, что опера будет запрещена.


«Тангейзер» — пятая опера Рихарда Вагнера, написанная в XIX веке. Герой пьесы — рыцарь Тангейзер из немецких легенд, в одном из своих приключений он посещает грот Венеры, который считается местом разврата. В версии новосибирского режиссёра в гроте побывал Иисус Христос, что и возмутило православную церковь.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Мусульмане начали праздновать Ураза‑байрам
Великий пост в 2024 году: календарь питания
Масленица началась в России
Поздняя Масленица: как и когда праздновать в 2024 году
смотреть все
Обсуждение (19)