НАВЕРХ

День скорби и морали: новосибирские активисты обещают мрачные времена

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Приход весны ознаменовался для столицы Сибири массовой активностью. «Православная» общественность развернула плакаты против очередного неугодного моралистам произведения культуры — оперы «Тангейзер», а либералы несли цветы, чтобы почтить память убитого оппозиционера Бориса Немцова.


НЕ ВИДЕЛИ, НО — ПРОТИВ

Еще до официального начала митинга на площади Ленина собралось довольно много людей. По оценкам мэрии, на площадь пришли около тысячи человек. Организаторы, по традиции, назвали большую цифру — 1,5-2 тысячи.

Среди них было немало пожилых, молодых парней с флагами «георгиевских» цветов и девушек в длинных платьях и платках на голове. Многие участники митинга у груди держали маленькие иконы. Возле сцены активисты держали плакаты, призывающие обратить внимание на чувства верующих и оправить в тюрьму режиссера «Тангейзера».

На сцену вышла одна из активисток — Анна Симанова. Девушка в ярко-бирюзовом платке поприветствовала присутствующих. Некоторые в этот момент перекрестились. После российского гимна она зачитала некую консолидированную позицию православных по «Тангейзеру».

«Подобные кощунственные постановки проходят и на других театральных подмостках нашего города. Причина происходящего проста: есть люди, которые пытаются всеми силами разрушить священное отношение к значимой для верующих людей ценности, посеять ненависть и раздор. Они становятся наглее и наглее по мере того как местная власть своим попустительством или при прямой поддержке потворствует надругательству», — произнесла Симанова.

Она назвала требования активистов: запретить постановку «Тангейзер», отправить в отставку главу департамента культуры Анну Терешкову и регионального министра культуры Василия Кузина, направить обращение президенту Владимиру Путину, чтобы тот обратил внимание на ситуацию в столице Сибири. В ответ на каждое требование участники митинга дружно кричали «Да» и громко аплодировали.

Собравшиеся поддерживали все слова вступающих на сцене, даже когда один из них в пылу речи предложил отменить две статьи Конституции: 13 и 17, которые устанавливают в России идеологическое разнообразие и приоритет международного права над российским.

«Эта опера не в той интерпретации как Вагнер ее сочинил. Современное искусство одно из идеологических направлений того же либерализма. И как молодая религия — она очень агрессивна. Традиционные религии — православие и ислам —защищаются, и они вправе защитить свои принципы», — сказал депутат заксобрания от «Единой России» Алексей Александров, пришедший поддержать митингующих.

Не очень понятно, были ли на этом мероприятии «случайные» люди. Стоящие чуть поодаль от сцены две пенсионерки показались именно такими. Но они не захотели рассказывать о своем отношении к опере и вообще о том, что им известно о происходящем, ответив лишь, что поддерживают выступающих на митинге. «А вы разве не поддерживаете, как гражданин?», — с вызовом спросили они у корреспондента.

Молодой парень с флагом расцветки георгиевской ленты оказался координатором национально-освободительного движения Василием Веселовым. Но, как выяснилось, со скандальной постановкой он не знаком. Однако, по его словам, Терешкова показывая современное искусство, «борется с народом».

«Она не для Новосибирска работает, а скорее для врагов. Я считаю, те, кто ходит на эти выставки — жертвы пропаганды, так сказать, современного искусства. Нужно с этим бороться. Владимир Владимирович говорил про пятую колонну, это 100% пятая колона. Потому что вера и традиции — это главное в стране», — заявил Веселов. 

Менее категорично и спокойно о вреде «Тангейзера» рассказала Вера — мама двух детей, которых она захватила с собой на митинг. «Дело не только в опере, я бы не очень хотела, чтобы мой подрастающий ребенок смотрел концерт Мерлина Мэнсона, меня не устраивает группа «Бегемот». Зачем идет насаждение иностранной культуры? Не все родители могут посвятить время детям и в большинстве дети предоставлены сами себе. Они воспринимают, что это норма, что это хорошо», — сказала собеседница, которая также о новой версии «Тангейзера» ничего не знает.

Среди присутствующих на митинге никто не поставил под сомнение слова выступающих. Лишь после акции возле Оперного театра двое подростков — парень и девушка — стали восклицать: «Вот это быдло!» «Да они нарушают наши права!»

ГРЯДУТ МРАЧНЫЕ ВРЕМЕНА

Через час после митинга православных возле ГПНТБ новосибирцы собрались почтить память Бориса Немцова, убитого в ночь на субботу в Москве. На это мероприятие, по оценкам городских властей, пришли 300 человек. Пикет проходил на огороженной территории, входящих проверяли полицейские. Это, как они пояснили, было сделано, чтобы не допустить провокаций.

Первоначально планировалось, что на акции новосибирская оппозиция озвучит «реальные антикризисные меры» и выскажется в поддержку соблюдения Минских соглашений на востоке Украины. Но после известия об убийстве Немцова было решено изменить формат мероприятия. 

В середине «территории пикета» была установлена фотография Немцова, возле нее лежали свежие цветы и горели свечи. Вместо гимна и громких речей звучали стихи, в том числе Андрея Орлова:

Всегда улыбался, хотел быть первым,
Готовил какой-то новый сюрприз,
И сдали, похоже, ублюдков нервы.
Они боялись тебя, Борис.

Теперь про войну и коррупции кариес,
Про антимайдановских мотокрыс
Пишите Боре, вот новый адрес:
Небесная Сотня. Немцов Борис.

С цветами на пикет пришла и начальник департамента культуры мэрии Новосибирска Анна Терешкова. На вопрос о требовании ее отставки на «первой» акции она сказала только то, что Оперный театр подчиняется федеральным властям, а значит активисты забыли потребовать отставки еще и министра культуры РФ Владимира Мединского.

Глава движения «Реформация» Андрей Терехин рассказал, что он, как член совета по культуре при мэрии, наблюдал, как несколько человек из православной общественности начинают диктовать свою оценку большинству. По его мнению, стоило бы тогда ввести некую книгу отзывов на постановки, но среди тех, кто посещал эти мероприятия, а не видел мельком отзывы в интернете.

Говоря о поводе второй акции, Терехин отметил, что смерть Немцова вызвал скорее не скорбь, а гнев. «Я не скажу, что я скорблю о нем как о политике. Но я скорблю о нем как о человеке. Как расправляются элементарно с людьми, просто убивают — это некоторый новый этап в стране, а может, старый, 90-х годов. Я вижу здесь много грустных людей, но, возможно, в этом проблема. Хватит грустить и плакать, надо орать, стать более агрессивными», — сказал Терехин.


Представитель партии Навального в Новосибирске Андрей Гладченко считает, что грядут мрачные времена. «Каждый день будет немного хуже, мы будем привыкать, так до тех пор, пока не дойдет до какой-то точки, после чего все переменится. Чем больше мы терпим, чем более вяло себя ведет интеллигентная часть общества, тем более понятно, что перемены произойдут по сигналу совершенно неинтеллигентных людей», — сказал Гладченко.

По его словам, на митинги православных ходит «определённая маргинальная часть общества», которой нужно как-то выплеснуть негативную энергию.

«Я боюсь, что сознательно формируется государством такая агрессивно-негативная часть в обществе. Когда внешняя война перестает работать на увеличение авторитета вожака, ему ничего не остается как запустить войну внутреннюю, чтобы общество начало пожирать друг друга, а он был единственным над схваткой находящимся, к которому могли бы уповать, и правые, и левые, и передние, и задние», — сказал он.

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru
Еще по теме
Травников дал надежду на открытие станции метро «Спортивная»
Поступил сигнал об угрозе подтопления в Новосибирске
Жительница Новосибирской области выиграла почти 29 млн в лотерее
Реконструкция легендарного «Борта Тюрикова» вышла на финишную прямую
смотреть все
Обсуждение (48)