НАВЕРХ

Новое рабство: хищные вещи века

Фото: Andi_Graf / Public Domain
Россиян призвали объявить бойкот торговым центрам и забыть про походы в магазины — 28 ноября отмечается Всемирный день отказа от покупок (который совпадает с «чёрной пятницей»). В этот день тысячи людей в развитых странах отказываются от любых приобретений, выступая против чрезмерного потребления. О том, какую опасность представляет собой непреодолимая тяга к покупкам и как бороться с этой загадочной зависимостью, — в обзоре Sibnet.ru.

«Чёрная пятница»: профанация распродажи? >>

В ПЛЕНУ ВЕЩЕЙ

Шопоголизм в последние годы проникает в российское общество всё глубже, в основном заражая молодое поколение. Ценность вещей достигла небывалых высот. Социальные эксперименты показывают, что ради нового смартфона люди готовы на любые унижения — к примеру, недавний случай, когда молодая девушка разделась догола на глазах сотен незнакомых людей, лишь бы получить вожделенный iPhone.

По оценке психиатров, эпидемией шопоголизма охвачено уже более 10% населения Земли. При этом в 90% случаев магазинная зависимость поражает женщин. Каждая вторая девушка-подросток в развитых странах демонстрирует симптомы этого заболевания. Если раньше охваченные шопоголизмом в основном совершали набеги на супермаркеты и бутики, то теперь к их услугам сотни интернет-магазинов, которые позволяют удовлетворить страсть к покупкам, не выходя из дома.

Раньше всех на проблему шопоголизма обратили внимание в США. В 1992 году журналист Калле Ласн предложил жителям Америки бойкотировать традиционную «Чёрную пятницу», которая открывает рождественские распродажи. В этот день миллионы американцев берут отгул и едут в магазины, чтобы купить товары с максимальной скидкой. Акция приобрела характер мании, ежегодно в магазинных давках гибнут люди.

Национальная федерация розничной торговли подсчитала, что траты жителей США в Black Friday постоянно растут. В 2013 году американцы купили на данной распродаже товаров на фантастическую сумму в 61 миллиард долларов. Активисты, пропагандирующие День отказа от покупок (Buy Nothing Day), проводят в «Чёрную пятницу» массовые акции, которые показывают негативные последствия избыточного и бездумного потребления.

В России День отказа от покупок до последнего времени оставался неизвестной датой. Однако, начиная с 2012 года в нашей стране магазины стали продвигать собственную «Чёрную пятницу», пытаясь подстегнуть потребление. Именно тогда общественники вспомнили об акции американских активистов. В настоящее время День отказа от покупок проводится в более чем 60 странах мира. При этом условия участия в этой акции просты — в течение 24 часов нужно отказаться от любых приобретений.

ДИКТАТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ

Известный психолог Эрих Фромм еще в начале прошлого века ввел термин «общество потребления», заодно высмеяв американскую идею возможности достижения социального превосходства через потребление вещей и услуг. С тех времен сверхпотребление охватило еще несколько десятков стран в мире. Для сотен миллионов людей шопинг стал популярной формой досуга и самоцелью.

Чаще всего, по мнению специалистов, мания потребительства возникает на фоне чувства одиночества, внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в периоды депрессий.

«Шопоголики – это люди, которые ради своего успокоения, создания иллюзии повышения качества жизни бросаются что-то покупать, тем самым получая сиюминутное удовольствие от приобретения, — говорит врач-психотерапевт Европейского реестра, психоаналитик Игорь Лях. — Процесс покупки становится единственным актом взаимодействия с другими людьми, превращаясь в негативную психосоциальную программу».

Мания шопинга может в ряде случаев приводить к разрушению семей, утрате финансового благополучия из-за непомерных кредитов на ненужные, но «престижные» вещи. По словам эксперта, в настоящее время в обществе сложилась целая система подменных ценностей, которая подталкивает человека к такому поведению.

«Потребление активно раскручивается массированной рекламой, людям внушают, что их будут оценивать по планке потребления. Вопросы "на чем ездишь?", "где отдыхаешь?" подменяют все истинные знания о человеке», — рассказывает Лях.

Но потребительство не сразу становится психическим искажением. Говорить об этом можно в том случае, если стремление купить новую вещь начинает приносить вред общему уровню жизни. «Если человек ограничивает себя в базовых потребностях — например, еде, для того, чтобы купить последнюю модель телефона, это грозный признак наступившего шопоголизма», — утверждает Лях.

«Иногда девушки открыто признаются, что поход по магазинам помогает выйти из депрессии. Это явный симптом шопоголика, — предупреждает собеседник. — Зачастую у таких людей дома скапливается много вещей, и они вынуждены выбрасывать вполне добротную одежду».

Очевидно, что гонка за вещами в российском обществе набирает обороты. По словам Ляха, мания потребительства говорит о том, что современный человек любыми способами пытается «убежать» от интимности. «На каком-то этапе проникновение мира вещей уменьшает человеческое в человеке, — отмечает эксперт. — Взаимодействие с окружающими людьми по честным правилам, без манипуляций, становится невозможным. В итоге человек пытается быть «хорошим», купив «хорошую» машину или «хорошую» одежду».

ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Роман Смолин — один из активистов российского энофизма. Это движение, участники которого противопоставляют себя обществу потребления. Россия, по оценке активиста, стремительно врывается в число мировых лидеров чрезмерного потребительства.

«В российском обществе чрезвычайно низкая вертикальная мобильность, так называемый "социальный лифт". В некоторых сферах он вообще не работает, — говорит эксперт. — Для людей затруднено движение по карьерной лестнице, частное предпринимательство, все перспективные должности занимают "свои люди". Именно в этих условиях единственным способом достижения и показа высокого статуса становится демонстративное потребление».

По словам Смолина, для себя он выработал эффективные методы, которые позволяют разумно ограничить траты, избегая немотивированных покупок. «Во-первых, в магазин стоит идти с заранее написанным планом покупок и строго его придерживаться. Нелишним будет взять с собой ограниченную сумму денег, которой хватит только на самое необходимое», — говорит Смолин.

«Во-вторых, критически относитесь к скидкам. В российских магазинах распродажи зачастую имеют обманный характер — администрация накануне акции повышает цены, а затем снижает их, сообщая о больших скидках на товар, — напоминает активист. — Также стоит избегать спонтанных посещений магазинов».

Опасным фактором, который нередко превращает человека в шопоголика, является наличие кредиток. «От кредитных карт лучше избавиться. Покупать в долг можно только жизненно важные вещи и услуги — например, оплачивать медицинские операции», — советует Смолин.

Еще одна рекомендация активиста касается рекламы. «Фильтруйте ежедневный поток рекламы, старайтесь пропускать его сквозь себя без последствий. Помните — несмотря на маркетинговые ухищрения, вещь не сможет сделать вас неотразимым или успешным», — говорит эксперт.

Он добавляет, что в воспитании правильных жизненных ценностей поможет литература и кино. «Почитайте "Хищные вещи века" Стругацких или "О дивный новый мир" Олдоса Хаксли, — говорит Смолин. — В этих произведениях рассказывается об опасностях общества потребления. Этот же вопрос поднимается в фильме "Бойцовский клуб", который стал культовым среди активистов нашего движения».

Несмотря на критику современного общества, участники движения не считают себя революционерами. «Конечно, высокое потребление имеет свои плюсы для общества. Например, люди начинают усерднее работать, растет экономика», — отмечает эксперт.

Еще по теме
США нашли способ заработать на России
Санкции против России обрушили алмазный рынок Евросоюза
Бананам предрекли исчезновение из российских магазинов
Первая партия индийских бананов прибыла в Россию
смотреть все
Обсуждение (16)