НАВЕРХ

Тайна пропавшего «Бостона»: в Сибири исчезли десятки боевых самолетов

Фото Андрея Мармышева
Красноярские краеведы нашли останки американского бомбардировщика, что разбился в 1943 году в нескольких десятках километров от города. На днях в тайге на месте крушения самолета установили мемориальную табличку. Историки говорят, что на просторах Сибири в годы войны погибли сотни пилотов.



РОКОВОЙ ТУМАН

Станция Крючково — дачный поселок на железной дороге. Более 60  километров от Красноярска. Холодным сентябрьским днем здесь собралось два десятка человек: краеведы и студенты Военно-инженерного института СФУ. Где-то здесь в тайге лежит разбившийся в годы Великой Отечественной войны бомбардировщик.

Самолет А-20G «Бостон» с экипажем из летчика младшего лейтенанта Михаила Порохина и стрелка-радиста старшего сержанта Брюньковского потерпел катастрофу 27 июля 1943 года.
«В тот день стоял сильный туман. В сплошной облачности при отсутствии видимости самолет свалился в штопор с небольшой высоты. При ударе о землю экипаж и самолет сгорели», — рассказывает историк-краевед подполковник авиации запаса Вячеслав Филиппов.

Три километра по лесной тропе и поисковики вышли на небольшую полянку, куда более семидесяти лет назад рухнул «Бостон». Двигатель и наиболее ценный части вывезли еще в годы войны. Возможно, что где-то рядом похоронили экипаж. После войны о трагедии забыли. Вновь нашли останки самолета лишь сейчас. Работа в архивах, расспросы местных жителей и… наконец поисковики у самолета.



СИБИРСКИЙ ФРОНТ

«Бостон» Порохина стал не единственным самолетом, погибшим в Сибири в годы войны. В тот роковой день в небо с красноярского аэродрома поднялись десять самолетов. Они перегонялись на запад, где передавались боевым частям, что дрались с немцами. В Омске приземлились только семь самолетов. Пропали два бомбардировщика А-20G и истребитель «Аэрокобра». 

Один из «Бостонов» лейтенанта Ермолова  разбился в районе села Зеледеево. Второй возле Крючково. Судьба «Аэрокобры» не известна до сих пор.

«Нельзя сказать, что экипажи были неопытными. Тот же Михаил Порохин после обучения в Иркутском авиаучилище был приказом командования оставлен в Красноярске. Он был инструктором, переучивал летчиков летать на американских самолетах. Среди его учеников были пилоты, уже сбивавшие немцев на фронте», — говорит Филиппов.

Он добавляет, что скорее всего Порохин в тумане попытался найти железную дорогу, которая стала бы ориентиром, но самолет опустился слишком низко. 



В годы войны только на территории Красноярского края произошло 59 авиационных катастроф, погибло 119 летчиков. Кажется, что Филиппов может перечислить все эти потери советских ВВС. В Кононово 29 марта 1944 года разбился самолет старшего лейтенанта Самарцева, в Крючково — 27 мая 1943 года воздушное судно  капитана Степанова, в Зеледеево — 17 января 1941 года бомбардировщик младшего лейтенанта Прибыткова.

По территории Сибири от Аляски до Красноярска проходил перегон американских самолетов, поставляемых в СССР в порядке союзнической помощи по программе ленд-лиза. 

«Через Красноярск на фронт с октября 1942 по октябрь 1945 прошло около восьми тысяч самолетов. Не обошлось без потерь. Все имена погибших летчиков сейчас известны, мы ведем работу по их увековечиванию. На Троицком кладбище в Красноярске создан мемориал, где на плитах выбиты имена всех погибших в крае в военные годы авиаторов», — рассказывает краевед.

Основная масса погибших летчиков не имеет могил. Часто, в архивных документах сказано, что экипаж сгорел вместе с крылатой машиной. Есть записи, что летчики похоронены на месте катастрофы, но сейчас, через 70 лет, в тайге не осталось следов.

Но иногда тайга раскрывает свои тайны. Так в 2012 году удалось найти останки экипажа капитана Степанова. Их захоронили на мемориале отдельно. 



РЕШЕННАЯ ЗАГАДКА

В соседней Кемеровской области в горах Кузнецкого Алатау еще несколько лет назад нашли бомбардировщик «Бостон», такой же как в красноярском Крючково. На нем даже сохранился бортовой номер — F216. Местные краеведы уже несколько лет не могут решить проблему его вывоза, бьются над загадкой самолета, якобы погибшего во время войны.

По мнению Вячеслава Филиппова особой загадки тут нет, нужно просто искать в правильном месте. Номер свидетельствует, что самолет потерпел аварию уже после войны. Ведь подобные номера были у крылатых машин базирующегося в Новосибирске авиаотряда. 

«В его архивных фондах скорее всего и хранится ответ на вопросы», — говорит Филиппов. 




ЖЕЛЕЗНАЯ ЗЕМЛЯ

Вокруг обломков самолета лейтенанта Порохина земля буквально звенит металлом. Куски обшивки, сплавленные с землей и камнями кусочки двигателя, разорванные сдетонировавшими  зарядами пулеметные и артиллерийские гильзы. Все это сносится в кучу возле которой устанавливается памятная табличка.

Звучит импровизированный салют — один из участников экспедиции использует для этого «Сигнал охотника». Студенты возлагают венки. 



Фото: Фото Андрея Мармышева, предоставлены Вячеславом Филипповым
Еще по теме
Воодушевляющий баннер про мост установили в Томске
Суд оправдал чиновника по делу о сносе стелы в Новосибирске
Город в Норвегии попросил о 26-часовом дне
Артемий Лебедев снова разнес Новосибирск
смотреть все
Обсуждение (5)