НАВЕРХ

Пушкин и алкоголик поделили золото

Оглашены итоги национальной премии "Золотая маска". Новосибирск взял пять наград главного театрального фестиваля страны.

Новосибирск стабильно входит в тройку фаворитов "Золотой маски". Ежегодно в списке номинантов фигурируют Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Столица Сибири взрастила конкурентоспособные театры, которые по очереди ездят на "Золотую маску". Сегодня в лидерах Новосибирский государственный академический театр оперы и балета и "Красный факел".

"Месса": вперед, к Богу!

В Новосибирском театре оперы и балета целая стена отведена для "Золотых масок". Их в этой коллекции уже 18. Две крайних получены за "Мессу" — "театральную пьесу для певцов, актеров, танцоров и оркестра", проще говоря, мюзикл. Айнарс Рубикс признан лучшим дирижером, Дмитрий Суслов — первый в номинации "Лучшая мужская роль в музыкальном театре".

Мюзикл Леонарда Бернстайна о поиске Бога содержит в себе не церковные песнопения, но джаз, рок, блюз, фольклор, симфонический авангард. Антиклерикальное произведение обвиняли в богохульстве, запрещали в Ватикане. Первая в России постановка "Мессы" потребовала от театра мужества и даже авантюризма. У новосибирцев получилась постмодернистская литургия, которая разрушила каноны, устои, жанровые рамки, привычные представления о форме, традиционное восприятие религии. В спектакле задействованы три хора, 200 артистов балета, несколько десятков певцов и актеров. У Дмитрия Суслова наиболее сложная партитура. Священник Себастьян воспевает Бога вне предписаний церкви, служа проводником по лабиринту истины, где все плутают в поисках любви и веры.

— Я вспоминаю, как в школьные времена мне в руки попала магнитофонная кассета. В ней была запись чудесной музыки Леонарда Бернстайна... Запись была уже переписана сотню раз, затертая, хрипела и шуршала, но все равно были четко слышны и понятны многие мощные мысли и идеи Бернстайна. И в те годы я себе прошептал эту мечту, казалось, недостижимую. Сегодня она сбывается, и я как дирижер принимаю участие в этом чуде, которое мне дал Бог. Много с тех пор минуло событий. Но сегодня весь этот накопленный жизненный багаж позволяет увидеть, насколько идеи и музыка Бернстайна актуальны, важны и, главное, необходимы нам... Накануне 2013 года каждое утро я просыпался с одной мелодией из "Мессы" — World without end ("На веки вечные"). В переводе этой идиомы на русский может возникнуть интересная игра слов — свет без конца. Это и мир, в котором мы живем, и свет, который мы получаем из маленького пламени свечи, и тепло нашего огромного солнца. А ведь это и есть толчок для меня и для нас всех — свет без конца, — рассказывает на сайте "Золотой маски" Айнарс Рубикас.

"Онегин": умер от пустоты

Новосибирский академический театр "Красный факел" неоднократно номинировался на "Золотую маску": начиная с 1998 года — шесть раз, что само по себе почетно. Но лауреатом признан впервые. Парадоксальный "Онегин" удостоился специальной премии жюри драматического театра, а художник по свету Денис Солнцев признан лучшим в своей номинации.

Спецпремия — это, надо полагать, признание коллективного труда. В удивительно гармоничном ансамбле каждый на своем месте, формально второстепенные роли важны не менее главных, а визуальные эффекты так же неожиданны, как и смысловые пласты. История пушкинского приятеля, рожденного на брегах Невы, рассказана современным языком, время действие не обозначается, но создан портрет именно сегодняшнего "лишнего человека". Лишний он не потому, что умнее, глубже, ярче других и не находит себе применения. Лишний потому, что применения искать не в чем. Онегин обречен в силу того, что он пуст. Приговор ему вынесен прямой и жесткий: лишний человек тот, кто не способен любить и чувствовать. Без любви к женщине, без любви к жизни ты обречен на прозябание. Парадокс в том, что и женщина обречена: в эту самую пустоту уходят, как в бездну, неуправляемые чувства Татьяны, близкие к горячке, бреду, лихорадке, психозу на грани сумасшествия.

История ненужной любви разворачивается в сером павильоне, где идет бурная жизнедеятельность. Здесь проводят фотосессии, читают стихи, танцуют танго, стреляются на дуэли. Флиртуют, влюбляются, ставят психологические эксперименты друг над другом. Сияющий студийный свет зовет к празднику, белой взвесью висит в полосах солнца раскрошенный в руках Ленского мел, светятся кудри девушек, платья Ольги колышутся складками и воланами. Но все закончится печально: Татьяна окаменеет, Онегин сгинет. Так Тимофей Кулябин через без малого 200 лет прочитал Пушкина.

"Онегин". "Красный факел"

"Москва — Петушки": по следам Венички

У кого же пятая "Золотая маска"? У Алексея Верткова. Он удостоился признания за лучшую мужскую роль — Веничку в постановке "Москва — Петушки" московской "Студии театрального искусства". Хотя эта награда осталась в столице, вырос-то лауреат в Новосибирске, а значит, и премию будем считать нашей. Окончив местное театральное училище, Алексей Вертков сыграл эпизодические роли в спектаклях Сергея Афанасьева "Король Лир" и "Утиная охота". Мало кто мог заподозрить тогда, сколь мощная сила кроется внутри этого хмурого юноши, похожего на подростка. Он исчез незаметно: уехал в Москву, окончил ГИТИС (мастерская Сергея Женовача). И вот в его фильмографии уже 25 картин, и все весомые, настоящие, фестивального уровня: "Изгнание" Звягинцева, "Счастье мое" Лозницы, "Палата № 6" и "Белый тигр" Шахназарова.

Тяжелый взгляд, интеллигентная мрачность, отстраненность от всего мира, свойственные героям Алексея Верткова, нашли воплощение и в роли Венички Ерофеева. Он — alter ego автора, конферансье на подмостках жизни, певец отчаяния и озарения, носитель экзистенциального одиночества, путешественник во внутрь себя, странник безвоздушного пространства между землей и небом, бессмертный самоубийца, оппонент Бога. Вертков действует на зрителя магически, он гипнотизирует словами, жестами, взглядом. И не Вертков это даже, а реинкарнация Венидикта Ерофеева. Правда, Веничку ни разу золотом не награждали.

Алексей Вертков, "Москва — Петушки", "Студия театрального искусства"

Еще по теме
Умер артист Александр Ширвиндт
«Дни посещений» объявили для мумии на Алтае
Посчитан ущерб от страховых случаев героев «Мастер и Маргарита»
Бум эротических романов отмечен в России
смотреть все
Обсуждение (1)