НАВЕРХ

Машины убивают сибиряков

Фото: insib, photo.sibnet.ru

Ситуация на дорогах Сибири приближается к критической. Ежегодно в ДТП погибает население небольшого города. Похоже, что чиновники и ГИБДД просто не в силах спасти людей от истребления машинами.

Самосуд по-кузбасски

На дорогах все больше мощных авто, которыми управляют пьяные "хозяева жизни". Совсем недавно в Кемерове разъяренная толпа едва не растерзала водителя Infiniti, который на огромной скорости протаранил автомобиль Toyota Corollа. При этом лихой водитель попытался скрыться с места происшествия, однако был решительно остановлен возмущенными очевидцами трагедии. Оказалось, что за рулем внедорожника сидел генеральный директор строительной фирмы Игорь Крейнин, а рядом с ним — генеральный директор "Нью Йорк Моторс Сибирь" Борис Бакуненко. Оба мужчины находились в состоянии алкогольного опьянения. В Toyota Corolla пострадал 14-летний Александр Вилков — юный боксер, возвращавшийся со своим дядей с соревнований. Когда мальчика достали из разбитого автомобиля, люди увидели на его шее новенькую медаль. Сейчас Саша в реанимации: у него раздроблен таз, переломаны голени и руки, ушиб мозга. Сумеет ли он полностью восстановиться —неизвестно, а его спортивное будущее вообще туманно. Но зато пьяные директора прокатились с ветерком.

— На сегодняшний день состояние Саши Вилкова остается тяжелым, — комментирует заместитель директора детской больницы № 5 по хирургии Константин Ковальков, — сохраняется сердечно-легочная и почечно-печеночная недостаточность, жизнь пациента поддерживается аппаратами. Виновный водитель перечислил один миллион рублей на счет больницы. Эти средства пошли на приобретение  оборудования, необходимого для лечения Александра.

Ситуация в тот день накалилась до предела — около полусотни человек, на глазах которых случилось ДТП, едва не устроили самосуд виновнику аварии. Они не верят в справедливость возмездия, когда речь идет о вине богатеев. Расследование этого происшествия взял под личный контроль губернатор Аман Тулеев. Глава региона направил телеграмму министру МВД Владимиру Колокольцеву с просьбой прислать специальную бригаду для проведения независимого расследования.

— Тот факт, что эту аварию попытались скрыть, говорит о возможной коррупционной составляющей, — подчеркнул Аман Тулеев. — Сводки о ДТП, в которых виновны простые кузбассовцы, ложатся ко мне на стол регулярно, а здесь речь идет о пьяных водителях, которые занимают руководящие должности в крупных компаниях, пытаются замолчать и замять дело. Такие действия подрывают авторитет власти.

Губернатор возмущен поведением сотрудников ГИБДД на месте аварии. Простые граждане, ставшие очевидцами ДТП, буквально не выпускали пьяного водителя, требуя медицинского освидетельствования, которое стражи закона не торопились проводить.

Тулеев подчеркнул, что это не первый резонансный случай в их области. Так, смертельное ДТП произошло 17 июля 2013 года. На пересечении улиц Терешковой и Гагарина на регулируемом перекрестке под колеса Honda Civic попал студент второго курса техникума Александр Иванов. По данным регионального главка МВД, водитель, получивший права за девять месяцев до аварии и находившийся в состоянии алкогольного опьянения, не уступил дорогу пешеходу, хотя обязан был это сделать. В ведомстве формально отчитались о ходе расследования уголовного дела, возбужденного после ДТП. Преступление было квалифицировано по статье "Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Обвинение до сих пор не предъявлено, но назначены медицинская и автотехническая экспертизы. Именно "сложностью" последней процедуры в МВД объяснили то, что срок расследования продлен до трех месяцев. В полиции заверили, что в ноябре дело будет в суде. Будет ли?

Аман Тулеев выразил благодарность жителям Кузбасса, которые не остались равнодушными к чужому горю, проявили гражданскую позицию, вмешались и помогли задержать виновников дорожно-транспортного происшествия.

Пьяные водители атакуют

По данным Новосибирской ГИБДД, в регионе за рулем регулярно находится армия пьяных водителей. Только с начала этого года автоинспекторы убрали с дорог 18 тысяч пьяных водителей — две дивизии! А скольких не поймали?

27 октября в Новосибирской области пьяный водитель застрелил сотрудника ГИБДД. В половине второго ночи экипаж ДПС, дежуривший в селе Кочки, приказал остановиться водителю ВАЗ-2115. Полицейские по манере управления предположили, что водитель "Жигулей" пьян. Однако хулиган не отреагировал на требование сотрудников полиции и продолжал движение даже после предупредительного выстрела. Только после столкновения с патрульной машиной автомобиль нарушителя вынужденно остановился. Когда инспекторы направились к нему, из салона раздался выстрел. Затем стрелявший скрылся на своей машине. Один из полицейских — 25-летний лейтенант полиции Артем Харин — получил дробовое ранение в голову и, не приходя в сознание, умер.

Как рассказал Sibnet.ru сотрудник пресс-службы регионального ГУ МВД Антон Сурнин, полицейские по горячим следам задержали убийцу в селе Красная Сибирь. Им оказался ранее судимый за угон 25-летний местный житель. В его машине было изъято пять патронов для охотничьего ружья, а чуть позже нашли и само ружье, из которого был произведен роковой выстрел. Убийца признался, что выстрелил в полицейского, опасаясь, что у него заберут водительские права.

Полицейский беспредел

Случай с убийством сотрудника полиции страшен. Однако чаще обычные граждане становятся жертвами полицейских. При этом некоторые люди в погонах уходят от ответственности, а иногда даже идут на повышение по службе. Только за последние несколько месяцев и только в Новосибирской области произошло шесть крупных ДТП с участием сотрудников полиции. Шесть! И почти во всех из них сами полицейские стали виновниками аварий. А чего стоит дело инспектора Мозго, шум от которого разнесся по всей России! Целый год следствие не может определить истинного виновника смерти 19-летней Нины Шестаковой.

А вот другое, не менее резонансное происшествие оказалось почему-то забытым. Девятого июля 2012 года в поселке Купино Новосибирской области произошло ДТП, одним из участников которого стала сотрудница отдела полиции № 1 "Центральный" по Новосибирску. В результате ДТП погиб девятилетний мальчик. На официальный запрос Sibnet.ru о результатах расследования из регионального ГУ МВД пришел ответ, что было "вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника полиции — вины полицейского в ДТП нет. Правила дорожного движения нарушил второй участник аварии".

Автошколы получили приказ

Чиновники и сотрудники ГИБДД выдвигают самые разные идеи о том, как бороться с авариями. Например, Аман Тулеев предложил оборудовать все остановки заградительными столбиками, которые должны стать препятствием для автомобиля, потерявшего управление. А в Новосибирской области все автошколы получили приказ как можно строже принимать экзамены у будущих водителей. В итоге сегодня здесь сдать на права с первого раза просто невозможно. Со второго тоже. Если с теоретической частью ПДД особых проблем у новосибирцев не возникает, то практический экзамен ученики сдают только с пятой-шестой попытки. При этом после каждого "неуда" будущие водители обязаны платить автошколе за дополнительные уроки вождения и бензин.

— Занятия в автошколе у меня начались пятнадцатого мая, — рассказывает 25-летняя Юлия Малкина. — За двухмесячные курсы я отдала 14,5 тысячи рублей. Это самая дешевая автошкола в Новосибирске. Теорию сдала с первого раза, а вот с вождением возникли проблемы. Думаю, что это связано с тем, что в беседе с инструктором я рассказала, что воспитываю двух маленьких сыновей. С тех пор он стал относиться ко мне намного строже. Все шесть моих попыток сдать на права были неудачными — гаишник цеплялся за каждую мелочь! Из нашей группы завалила практику половина. Сейчас мы все снова сдаем теорию, а после опять пойдем на вождение. В итоге, стоимость водительских прав — в пределах 50 тысяч рублей.

По данным Новосибирской ГИБДД, в регионе произошел значительный рост количества дорожных происшествий с участием начинающих водителей. Только с начала года по вине водителей со стажем до двух лет случилось 273 аварии, в которых погибли 27 человек, травмированы — 375. При этом основную долю — 62% — составляют водители, имеющие стаж до одного года.

Недавно начальник ГИБДД Новосибирской области Сергей Штельмах обратился к руководителям автошкол с предложением усилить работу с кандидатами в водители.

— Претензий у сотрудников Новосибирской Госавтоинспекции к обучению водителей очень много, — говорит полковник Штельмах. — Это и несоблюдение программ обучения, особенно в части практического вождения, недостаточная квалификация инструкторов, неудовлетворительная материальная база ряда автошкол. Деятельность автошкол, выпускающих на дороги неподготовленных водителей, необходимо прекращать. Нам всем необходимо сделать максимум для того, чтобы водители-новички уверенно чувствовали себя на дороге как в первые годы своего водительского стажа, так и впоследствии.

В правительстве недавно заговорили о том, что учить вождению автомобилей необходимо со школьной парты. Есть мнение: повсеместно заменить обязательный школьный предмет ОБЖ обучением правилам дорожного движения и вождению автомобиля. Идея неплохая. Во всяком случае, это полезнее в нашей повседневной жизни, чем умение надевать противогаз за считанные секунды.

Фото: Видео Максима Раймера
Обсуждение (18)