В администрациях многих регионов Сибири катастрофически не хватает сотрудников. Специалисты либо не идут работать, либо увольняются, жалуясь на низкую зарплату и непопулярность профессии. При сохранении этой ситуации руководить нами скоро будет некому.
Первым о том, что в администрации Томской области не хватает квалифицированных специалистов, в ежегодном послании депутатам Законодательной думы в 2011 году заявил тогдашний глава региона Виктор Кресс. "Сегодня у меня "голый" департамент энергетики — там осталось три человека. Наших работников перекупают нефтяные фирмы. Оголяется и департамент строительства, и мы никого не можем найти", — честно признался руководитель области. Также он добавил, что скоро в администрации будет проблематично встретить грамотного отраслевого чиновника.
В СМИ тогда подняли эти откровения на смех: журналисты рассуждали о том, что чиновники "зажрались от непомерных зарплат", "не хотят работать" и "привыкли жить на взятках". Однако губернатор Кресс в подтверждение своих слов привел неоспоримые факты: "Уровень зарплат в различных экономических структурах сегодня растет, и специалисты администрации Томской области уходят работать в бизнес. Появляются инвестиционные проекты, создаются дополнительные рабочие места. Потому что уровень заработной платы в бизнесе при одинаковых затратах умственного, физического труда, временных затратах несоизмеримо выше".
Тогда же были названы реальные доходы чиновников. К примеру, в начале 2011 года зарплата молодого специалиста в администрации Томской области составляла 11,2 тысячи рублей. Проработавший три-четыре года сотрудник мог рассчитывать на 15,6 тысячи рублей, через пять-десять лет работы — на 19 тысяч рублей. В свою очередь председатель комитета, имеющий опыт работы на производстве и трудовой стаж 15-20 лет, получал около 30 тысяч. Для сравнения: средняя зарплата в регионе в то время составляла 21 тысячу рублей.
Впрочем, никто не отрицал, что разница в доходах между "рабочими лошадками" и крупными руководителями иногда достигала десятков тысяч рублей. Но ведь на одних начальниках далеко не уедешь. Да и те, кто находился на самом верху чиновничьей пирамиды, по-своему тоже оставались недовольны. Причина этого крылась уже не в доходах, а в имидже выбранной профессии.
— Сегодня чиновника делают виновным во всех грехах. Особенно это касается работников из администраций районов и населенных пунктов, — говорит руководитель отдела ЖКХ администрации Молчановского сельского поселения (объединяет несколько сел в Томской области) Елена Ненашева. — Никто не вспоминает об ограниченности финансирования, нехватки квалифицированных кадров или запущенности многих проблем, все сразу начинают тыкать пальцем в конкретного сотрудника. Маленькая дочь одной знакомой, услышав, что мама чиновник, спросила: "Неужели ты на самом деле такая плохая?" Что касается меня, то, попадая в новую компанию, я стараюсь не говорить, где работаю. В результате почти всегда слышу: "Значит, ты или из полиции, или из администрации".
Проблема стоит остро не только в сельских, но и в городских администрациях. К примеру, в 2012 году "текучка кадров" в мэрии Томска приобрела особый размах. За год по собственному желанию свой пост покинули пять заместителей главы города. Самой громкой новостью стало увольнение в январе 2013 года заместителя мэра по социальной политике Алексея Балановского. Причину увольнения Алексей Павлович долго не хотел комментировать, однако позже все-таки признался: "Когда переходишь в чиновники, то автоматически становишься плохим человеком. У нас синоним такой в России: чиновник — плохой человек". С 22 января Балановский (к слову, один из самых популярных политиков Томска) стал главврачом первой детской больницы.
— О чиновниках я за эти годы доброго слова не сказал — что уж говорить об обществе. В средствах массовой информации вообще только ленивый не пнул чиновника. Между тем сволочей в чиновничьей среде нисколько не больше чем в любой другой структуре управления — частной и так далее. Разные здесь люди, — говорил бывший губернатор Томской области Виктор Кресс.
Между тем сам Виктор Мельхиорович признавал, что несколько лет назад в администрацию стояла очередь из молодых специалистов, желающих устроиться на работу, однако, затем возник отток сотрудников: "Многие, поработав чуть-чуть, ушли, потому что не только знания у нас нужны, но и опыт. Надо не только теоретическими знаниями владеть, но и немножко "потопать". Все это очень непросто".
— Хотя проблему обозначили еще несколько лет назад, лучше до сих пор не становится, — продолжает Елена Ненашева. — Например, сегодня мой оклад составляет 8 тысяч рублей, а по новому закону, вступающему в силу с 1 июня, будет уменьшен до пяти тысяч. Взамен обещают какую-то доплату, но пока это нестабильно. Сегодня "потолок" по доходам у специалиста сельской администрации, курирующего одну из самых сложных сфер, ЖКХ, составляет около 20 тысяч рублей с учетом районного и северного коэффицентов, которые иногда доходят до 80%. Это можно было бы компенсировать другими "пряниками" (добровольным медицинских страхованием, бесплатным проездом, путевками в детские лагеря), однако чиновникам этого не дают, оставляя только "кнуты".
То, что кадровый голод в территориальных администрациях в Томской области по-прежнему есть, признал и новый губернатор региона Сергей Жвачкин. В феврале на встрече с представителями районов и сельских поселений он поручил устранить эту проблему. Губернатор заявил, что "на уровне поселений и районов специалисты-управленцы сегодня зачастую просто отсутствуют". Говорят, главы районов отреагировали на просьбу с усмешкой. Ведь выполнить задание, не имея необходимых ресурсов (в виде зарплат и льгот), невозможно даже теоретически.