НАВЕРХ

Бензин на вес золота

Фото Андрея Кучеренко, Sibnet.ru

"В Алтайском крае ограничивают продажу топлива", "В Туве цены на бензин Аи-92 достигают 70 рублей за литр", "В Томске перебои с бензином" — такими заголовками уже давно пестрят российские газеты. Придется ли сибирякам ходить пешком?

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша называет три причины весеннего топливного кризиса. Во-первых, с 1 января нынешнего года были введены новые требования технического регламента, которые запрещают продажу топлива ниже класса "Евро-3". Не все заводы успели перестроиться и продолжали производить бензин класса "Евро-2" на экспорт, а поставки на внутренний рынок приостановились, что создало дефицит. Во-вторых, стоимость взвинчивается ростом мировых цен на бензин, к которым привязаны внутренние тарифы.

— Третья причина связана с тем, что раньше премьер-министр России Владимир Путин потребовал снизить цены на дизельное топливо и авиационный керосин, но компании на всякий случай снизили цены и на бензин. Такое грубое административное вмешательство в рыночные отношения привело к тому, что компании перераспределили поставки с внутреннего рынка: около 10% топлива отправились на экспорт, — сетует Евгений Аркуша.

В результате правительство России повысило экспортные пошлины, чтобы вернуть часть бензина для внутренних нужд. "Постепенно рынок насыщается, в Москве цены пошли вниз, в других регионах стоимость также будет снижаться", — надеется Евгений Аркуша.

Правда, чиновники антимонопольного ведомства в Новосибирске полагают, что не все так просто, как описывают торговцы ГСМ. "У нас есть подозрения, что цены завышены неадекватно. Есть ли сговор между нефтетрейдерами? Есть ли факты злоупотребления доминирующим положением среди оптовых поставщиков? До конца мая мы закончим расследование и представим результаты", — сказал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области Сергей Гаврилов. Ведомство смущает то, что розничные продавцы бензина в последних числах апреля практически одновременно подняли цены на горючее.

У руководителей сетей АЗС есть свои аргументы: они считают, что во всем виноваты оптовые продавцы бензина. Раньше топливо в Новосибирскую область поставляли три завода — "Газпром трансгаз Сургут" с Сургутского завода стабилизации конденсата, "Газпромнефть" с Омского НПЗ и заводы компании "Роснефть".

— С января 2011 года полностью прекратились поставки из Сургута, существенно ограничила поставки "Роснефть". Единственным оптовым поставщиком остался "Газпромнефть-Новосибирск". И оптовые цены растут: вот уже три недели цена бензина А-92 растет еженедельно на 700 рублей за тонну. Таким образом, оптовая цена выросла на 1,5 рубля за литр, а розничная — на 50 копеек, — рассказывает президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров "Сибирь-ГСМ" Юлия Золотовская.

Независимые нефтетрейдеры подозревают оптовиков в том, что они в первую очередь поставляют бензин на собственные заправки, а на других АЗС создают дефицит. "Мы работаем с колес: получили бензовоз — тут же продали. Получим ли завтра — неизвестно. Нас волнуют вопросы, почему в Новосибирск прекращены поставки бензина железнодорожным транспортом? Почему не соблюдается принцип одинаковой доступности к ресурсам независимых сетей и АЗС нефтяных компаний?" — интересуется совладелец сети АЗС "Синтез" Геннадий Панкеев.

Пока участники рынка спорят о том, кто прав, а кто виноват, руководство Новосибирской области пытается не допустить дефицита ГСМ в регионе — нужно обеспечивать топливом посевную кампанию и автомобили городских служб наподобие скорой помощи.

— Когда ситуация складывалась катастрофически в Алтайском крае и Томской области, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко направил письма в "Газпромнефть" и "Роснефть". В результате, "Газпромнефть" пообещала увеличить поставки на 75% в мае к запланированному объему. Сейчас топлива на заправках и нефтебазах достаточно, — рассказывает заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова.

Руководство Новосибирской области ежедневно подает сводку в Минэнерго о ситуации с ГСМ в регионе, а Росстат отслеживает положение дел на 24 АЗС. По официальным данным, к 3 мая рост цен составил 3,97%, к 10 мая — 1,27%, а к 16 мая — 0,22%. Лариса Яркова уверена, что ситуацию удалось стабилизировать.

Еще по теме
Франция увеличила закупки российского сжиженного газа на 75%
Россия признала истощение многих нефтегазовых месторождений
Госдеп пообещал уничтожить российский проект «Арктик СПГ — 2»
Глава Кузбасса указал на негативное влияние цен на уголь на регионы
смотреть все
Обсуждение (191)