НАВЕРХ

Право на рок

Группа

Если раньше столицей сибирского рока считался Новосибирск, то теперь на этот статус могут претендовать Красноярск и Томск. В то же время сегодня, по мнению некоторых, рок в Сибири не приживается, хотя амбициозных проектов хватает.

"Столица сибирского рока" — достаточно болезненная тема для новосибирских рок-музыкантов. С громким треском провалившийся концерт "Монстры рока" показал, насколько Новосибирск не был готов принимать знаменитых гостей. Впрочем, местные рок-команды говорят, что доступных и для них площадок в городе очень мало. Вокалист группы "БЕZ ФАНАТИZМА" Александр Иванский утверждает, что условий для развития музыкальных коллективов в Новосибирске отсутствуют: есть около десяти, по его словам, групп более-менее нормального уровня, да и те ни к чему не стремятся.

— А зачем? Рекламируют выступления за свой счет, а народ все равно на концерты не ходит. У нас же людям вообще ничего не надо. Потому что каждый третий сейчас музыкант: взял гитару в руки и думает, что уже крутой и поэтому ему должна быть халява на концертах. Он никуда не пойдет за деньги, даже если привезут музыкантов из других городов. Он считает, что он круче всех.

Местные продюсеры считают, что рок в последнее время потерял популярность среди новосибирской молодежи, поэтому и группы подолгу не живут. Талантливые люди, конечно, есть, но самое большее, на что их хватает, — выпустить пару альбомов за свой счет, чтобы потом раздать их знакомым. Большинство коллективов переключается на то, что востребовано аудиторией — рэп или какую-то более популярную музыку.

— Рок у нас не продается по умолчанию, — говорит Татьяна Сапрыкина, руководитель отдела рекламы и маркетинга компании "Агарта". — Если на Урале этот сегмент хоть как-то востребован, то в Сибири, к сожалению, ценится совсем другая музыка. В нашем городе неслучайно не выжили ни "Наше радио", ни "Радио Максимум". Однозначный лидер в Новосибирске — "Радио Шансон", потом идут станции, ставящие поп-музыку: "Радио Юнитон", "Европа-Плюс", "Русское радио".

Тем не менее, разговоры о возрождении рока в Новосибирске время от времени ведутся. В прошлом году, например, было создано "Новосибирское объединение рок-музыкантов" (НОРМ), организаторы которого ставили перед собой, согласно их заявлениям, благие цели — "дать нормальным музыкантам возможность регулярно работать в профессиональной студии, записывать альбомы, совершенствовать мастерство, играть нормальную музыку". Однако на деле проект оказался мертвым. Музыканты, которые взялись содействовать НОРМу, быстро поняли, что его основатель заботится только о продвижении своего печатного издания и помощи дружественным группам.

Возрождением рок-культуры сейчас озабочены и в Кемерове. Пару лет назад в городе появился Городской рок-клуб, и теперь местным командам есть где репетировать. За последние годы, по словам директора клуба Артема Истомина, ситуация с рок-музыкой заметно улучшилась. По крайней мере, у групп появился стимул выступать.

— Хотя чего-чего, а понтов у большей части команд нашего города не отнять, — признается Артем. — Обидно, конечно, но это правда. Многие берут гитару, подбирают пару риффов и уже лезут на сцену.

По словам рокеров, сейчас все шансы стать столицей сибирского рока есть как у Красноярска, так и у Томска. Правда, для того, чтобы привить молодежи понимание рок-культуры, требуется все-таки прикладывать определенные усилия. По словам директора Красноярского рок-клуба Андрея Сковородникова, интерес публики нужно постоянно поддерживать, тогда людей не надо будет загонять на концерты силой.

— Легче все-таки в тех городах, где есть энтузиасты, которые хотят заниматься группами, — рассуждает Андрей. — На чью-то поддержку со стороны рассчитывать не приходится. Что-то менее андеграундное, мейнстрим, конечно, нормально развивается во всех городах, а вот с роком уже сложнее. К тому же у нас долгое время рок-молодежь тусовалась где-то по подворотням, и только недавно мы сумели сформировать клубную культуру, люди стали ходить на концерты постоянно. И сейчас Красноярск можно назвать одним из ведущих городов в этом плане, наряду с Новосибирском.

Сейчас в Красноярске проходят два-три рок-концерта в неделю, молодые люди вовлечены в музыкальную жизнь города, да и власти к ней относятся лояльно. "По крайней мере, не мешают", — говорят музыканты. Меньше всего повезло в этом отношении Омску: администрация области тщательно следит за нравственностью омичей.

— У нас все концертные залы и дворцы культуры принадлежат областной администрации, — вздыхает генеральный директор омского продюсерского центра "Честь имею" Андрей Козлов. — Частных площадок очень мало, но власти вмешиваются и в их деятельность. Я хотел привезти в Омск "Коррозию металла", но их выступление запретили, посчитав, что такой музыки не должно быть в нашем городе.

Новосибирск от такой же ситуации спасает в том числе и история: он всегда считался центром зауральского рока. Серьезное влияние на субкультуру последнего десятилетия оказали как минимум Янка Дягилева и "Калинов Мост". Сегодня главным новосибирским "рок-десантом" можно назвать фолк-рок-группу "Пелагея".

— Половина участников нашей группы — сибиряки, и люди это знают, — говорит Пелагея Ханова.— В Новосибирске нас слушают, можно сказать, очень тщательно, в Красноярске скупают билеты чуть не за месяц до концерта. Каждый город относится к нам по-своему, но везде мы за Уралом — свои.

Обсуждение (50)