НАВЕРХ

Потеря потерь

Фото пользователя ed_galagan с сайта light.lifeisphoto.ru

Сотрудники одного из сибирских банков пошли на вынужденный шаг, перепрограммировав банкоматы. Если раньше клиент сперва получал деньги, то теперь сначала возвращается карта. Результат налицо: до перепрограммирования горожане забывали в банкомате карту, а теперь оставляют наличность.

Всего в Томске 190 тысяч клиентов Сбербанка с пластиковыми карточками, и ситуации, когда забывчивые граждане оставляют в банкомате карту, случаются несколько раз в месяц. С середины лета, после того как банкоматы были перепрограммированы, ситуация изменилась. Теперь томичи забывают деньги.

Самый громкий случай произошел месяц назад с молодой мамой Надеждой Мельчаковой, которая отправилась к банкомату за 12 тысячами рублей материнского капитала, да так и оставила их в аппарате. Тогда к поискам денег подключилась половина города: на местном телевидении показали сюжет и попросили вернуть деньги их законной хозяйке, а в отделении Сбербанка провели собственное мини-расследование.

— Камера видеонаблюдения показала, что наша клиентка отошла от банкомата, не дождавшись окончания операции, — объясняет ситуацию начальник отдела банковских карт Сбербанка Ольга Шрайнер, — а в это время деньги забрала прохожая.

К счастью, эта история закончилась хэппи-эндом. Деньги были возвращены Надежде, и молодая мама пообещала, что впредь станет внимательнее следить за личными вещами. Однако не все истории получают тот же финал.

— Чаще всего люди теряют личные вещи: ключи, перчатки, зонты и прочее, — рассказывает психолог Ольга Зайцева, — а на втором месте — документы, которые их обладатели оставляют на улице или в транспорте. Есть примеры и более экзотические: кто-то забывает домашних животных, а кто-то и собственных детей.

По мнению психолога, такое ротозейство можно объяснить вполне конкретными причинами. Теряя вещь, мы подсознательно хотим от нее избавиться.

— Если пропали документы, значит, вы не хотите их читать или подписывать. Исчезла подаренная цепочка — вам не хочется ее носить, — продолжает Ольга Александровна. — Конечно, бывают и объективные потери (например, что-то выпало из сумки, а вы не заметили), но большинство пропаж провоцирует наше подсознание.

Оказывается, проблемами потерь и находок давно занимаются и ученые, которые доказывают, что в любой культуре есть свои поверья, связанные с пропавшими вещами.

— В старину считали, что если человек нашел булавку, лежащую головкой к нему, то его вспоминает приятель, а если острием, то недруг, — рассказывает доцент кафедры философии Сибирского государственного медицинского университета Елена Кириленко, кандидат исторических наук. — Находка монеты сулит богатство, однако если вы находите деньги утром и натощак, то быть беде.

А примету относительно потери обручального кольца, по словам Елены Ивановны, наши современники истолковывают неверно. Многие считают, что пропажа грозит разводом, однако в русской культуре она предвещало куда более серьезные проблемы: смерть одного из супругов.

— Если что-то терялось, то в старину было принято просить черта отдать вещь обратно, — продолжает Елена Кириленко. — Человек делал вид, что привязывает к невидимому черту невидимую веревочку, и говорил: "Черт-черт, поиграй и назад отдай!". После чего веревочку "отвязывали", а предмет обычно находили.

В разных культурах были свои толкования потерь и находок. Увидеть во сне, что ты потерял личную вещь, считалось на Руси предвестником опять-таки скорой смерти, а в Китае говорили, что найденная на улице собака приносит в дом спокойствие и умиротворение.

— У большинства народов дурным знаком, практически грехом, считалась ситуация, когда человек выгонял из дома прибившееся к нему животное, бродячую кошку или собаку, — говорит доцент кафедры философии СГМУ, — ведь, согласно приметам, все звери приходили к жилищу неспроста и приносили с собой счастье.

В наше время большая часть старинных поверий забылась, вместо них появилось желание сделать на пропавших вещах бизнес. Одни, найдя чужую ценность, размещают объявление о "возврате за вознаграждение", другие открывают "Бюро находок".

Несколько лет назад стать основателями такого бюро в Томске попробовали Анатолий Лаврентьев и Наталья Моисеева, разместив в СМИ несложное объявление интригующего содержания: "Нашел — звони! Потерял — звони!". Однако бизнес в гору не пошел: возникли проблемы с офисом, да и клиенты против ожидания валом не повалили.

— Перед тем, как взяться за создание бюро, мы прочитали кучу информационных материалов, — вспоминает Анатолий Лаврентьев. — Узнавали, как работают подобные заведения в других городах, на какие проблемы стоит обратить внимание. Понравился опыт Москвы: там всем, кто приносил найденное, выплачивалось вознаграждение, и это стимулировало людей. Но я сразу подумал, что перенимать такую практику не стоит: так мы можем подтолкнуть людей не к оказанию помощи, а к сдаче любых ненужных вещей.

Вместо этого в томском бюро находок разработали свою схему приема-передачи вещей. Сначала информация о вещи вносилась в базу, затем, если удавалось найти ее владельца, узнавались условия передачи, и только после этого назначалась встреча.

— Нашедший обычно просил вознаграждение (сумма которого исчислялась, исходя из стоимости потери), потерявший принимал его условия или в ответ выдвигал свои, а потом выплачивал деньги через контору. "Бюро находок" благодаря этим сделкам получало по 100 рублей с каждой найденной вещи.

Анатолий Лаврентьев и Наталья Моисеева не исключают, что скоро снова начнут работать с находящими и теряющими, только уже с учетом прошлых ошибок. Времени на подготовку у них достаточно: по статистике, бум находок приходится на весну, когда из-под снега появляются не только первые проталины, но и исчезнувшие вещи.

Обсуждение (23)