НАВЕРХ

Спайсовое помешательство

Фото Павла Комарова/Sibnet.ru

Эффект, подобный наркотическому опьянению, могут дать даже обычные сигареты. В Красноярске и других городах Сибири появились опасные курительные смеси из экзотических трав. Медики предупреждают сибиряков о губительном действии такого "табака".

Расшитый мешочек, подвид солдатского кисета, сегодня — товар номер один в красноярских табачных бутиках. Правда, лежит в нем вовсе не махорка, а одна из самых известных в мире смесей экзотических трав — так называемый "спайс". Это разнотравье давно причислили к курительным смесям, хотя не все они ими являются. Продавцы красноярских бутиков не скрывают: спайс сегодня в большом фаворе.

— Молодежь раскупает спайс довольно активно, каждую неделю приходится заказывать, — рассказывает продавец-консультант табачного бутика Анастасия Заблоцкая. — Кто-то использует эти смеси как благовоние, а кто-то, я слышала, пробует курить. В любом случае на мешочках есть инструкция — для чего они и как пользоваться.

Действительно, практически все травяные смеси, которые сегодня есть в продаже, активно используются в народной медицине и считаются профилактическим средством. Инструкция гласит, что спайс не вызывает привыкания и абсолютно легален на территории России. Однако медики склонны причислять спайс к легким наркотикам.

Мы пока не можем с уверенностью утверждать, что курение травяных смесей вызывает привыкание, — говорит Евгений Абакумов, заместитель главного врача Красноярского краевого наркологического диспансера, — но то, что ощущения схожи с теми, которые возникают после курения марихуаны, — это даже не обсуждается. На смену растительным наркотикам пришли практически легальные курительные смеси.

Красноярский клаббер Алексей, известный в тусовке как "Ленин", признает, что перед вечеринками иной раз покуривает новомодное зелье, и не видит в этом ничего плохого.

— Вы же не бьетесь в истерике, когда вам предлагают покурить кальян? — с усмешкой спрашивает тусовщик. — Так вот, спайс — это то же самое: приятный аромат дыма, слегка расслабляющий эффект, — только принцип курения иной.

"Ленин" предпочитает заказывать курительные смеси по Интернету. Молодой человек утверждает, что до Сибири дошли только самые простейшие миксы — шалфей, роза да полынь. Сандалом сейчас тоже никого не удивишь. Экзотикой считаются травы и соцветия, которые растут в Юго-Восточной Азии и Африке.

Чтобы провести вечер в компании с чудо-травкой, нужно около тысячи рублей. Опасно то, что одурманивающим курением балуются подростки. Родители могут даже не подозревать, что в сигарете — наркотик. На Западе спайс запрещен, а у нас судьба этого разнотравья еще окончательно не решена. Официально наркотиком курительная смесь не названа, хотя доказано: что эффект, который она производит, не менее сильный, чем от признанных дурманов.

— На территории края за прошлый месяц такие смеси изымались в единичных случаях, — поясняет сотрудник пресс-службы Главного управления Госнаркоконтроля по Красноярскому краю Юлия Шахова, — в основном, у лиц, которые склонных к эпизодическому приему легких наркотиков.

Врачи утверждают, что бесследно подобные развлечения не проходят. Психические расстройства и деградация — вот то, что грозит любителям поэкспериментировать над своим организмом.

— Насколько нам известно, в травяные смеси добавляют и синтетические добавки, которые действуют на организм не хуже любого наркотика. Да и сами травы в сочетании друг с другом порой дают противоположный эффект, — продолжает Евгений Абакумов. — Моим коллегам уже приходилось сталкиваться с любителями этого зелья. У пациентов в течение нескольких часов постоянные приступы тошноты, а давление им приходится поднимать самыми сильными препаратами.

О вреде спайса задумываются единицы. В столице, кстати, у него больше поклонников, чем в Сибири. В ближайшее время в Государственной думе будут рассматривать вопрос о внесении курительных смесей в официальный список наркотических средств. Пугает одно: пока депутаты признают спайс наркотиком, в неофициальном списке может появиться какая-нибудь новая отрава.

Обсуждение (62)