НАВЕРХ

ЕГЭ: без права на провал

Фото с сайта vremyan.ru

Нелегкая жизнь выпускника станет в этом году и вовсе беспросветной: в свет вышли новые правила сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. В частности, уже сейчас школьники должны точно определиться, кем быть и куда поступать, ведь выпускные экзамены станут вступительными.

Итак, эксперименты по проведению ЕГЭ завершились, и, несмотря на массовые протесты школьников, признаны Министерством образования успешными. Теперь все будет всерьез: жесткая тестовая форма, определенное количество проходных баллов и борьба за будущую профессию уже в школе.

Согласно положению о проведении ЕГЭ, теперь обязательными выпускными экзаменами, необходимыми для получения аттестата, являются русский язык и математика, — объясняет начальник новосибирского областного Управления лицензирования, аттестации и контроля в сфере общего образования Надежда Ваганова. — Результатами этих экзаменов выпускники подтверждают свои годовые оценки в аттестате, если, конечно, набрали минимальное количество баллов. Остальные экзамены добровольны и зависят от того, в какой вуз и на какую специальность будет поступать выпускник. Они будут одновременно и выпускными, и вступительными.

По словам Надежды Вагановой, с этими экзаменами нужно определяться уже сейчас, и до 1 марта подать заявление со списком предметов, которые школьник собирается сдавать. Минимальное количество баллов для сдачи экзамена будет единым для всех вузов, правда, пока оно еще не объявлено. На оценки в аттестате по соответствующим предметам эти баллы влиять не будут, а вот на поступление в вуз самым прямым образом.

— При этом правила поступления у разных вузов могут отличаться, поэтому перед поступлением с ними необходимо подробно ознакомиться, подчеркивает Надежда Ваганова. Если же выпускник хочет попробовать поступить сразу в два вуза или еще не определился с выбором , ему нужно будет сдать все необходимые для этого экзамены.

Это значит, что если школьник не успел до 1 марта выбрать специальность из, например, двух желаемых, то он заявляет все шесть предметов (не считая русского языка и математики), результаты которых могут понадобиться ему при поступлении. Если речь идет о «творческих» вузах – Театральном институте, Архитектурно-художественной академии, Консерватории и подобных, то здесь кроме творческих конкурсов будут учитываться результаты ЕГЭ по русскому языку и математике.

В сдаче русского языка и математики есть еще несколько деталей, говорит Ваганова. Они сдаются первыми, и если ученик не сдал один из этих экзаменов дважды, то есть, провалился на «пересдаче», он не допускается к «профильным» экзаменам и получает справку о среднем образовании. С ней он может прийти и пересдать эти экзамены только через год.

Специалисты замечают, что в таком жестком подходе есть свои минусы. Например, они не исключают, что в 10-11 классе начнется «натаскивание» учеников непосредственно на сдачу ЕГЭ, почти согласны, что по тесту невозможно определить, умеет человек рассуждать или просто угадывает, а также признают сложность процедуры в психологическом плане. Ведь если раньше учитель мог помочь отвечающему с наводящим вопросом, приободрить его и в итоге «вытянуть» знания, то теперь выпускник сидит один на один с тестом и учитель наоборот, контролирует, чтобы он никуда не подсматривал и не пользовался мобильным телефоном.

Меж тем некоторые родители уже выражают опасение, что в связи с ЕГЭ вновь участятся случаи подросткового суицида, замеченные в последние годы. Буквально на днях в комментариях к статье Sibnet.ru о подростковом суициде пользователь Baywel высказался так: «Честно говоря у меня тоже возникает мысль о суициде..благодаря ЕГЭ....отовсюду давят, тип несдашь ЕГЭ будешь дворником/сантехником и т.д....на данный момент у родителей приоритет что бы их дите сдал ЕгЭ и поступил в ВУЗ...Лично меня такой расклад бесит.!» (сохранены авторские орфография и пунктуация, прим.ред.)

Будем надеяться, Baywel писал шутя, однако в каждой шутке есть доля правды: в годы ЕГЭ-эксперимента в суды поступали регулярные иски и дела о самоубийствах школьников, связанные со сдачей этого экзамена. Однако специалисты не спешат вводить специальные курсы психологической подготовки, равно как и дополнительные курсы по сдаваемым предметом. По их мнению, настоящий студент должен быть высокоинтеллектуален, крепок духом, морально устойчив и трудолюбив.

Что касается самоубийств и психологической подготовки, это сложный вопрос, говорит заместитель руководителя департамента науки, инноваций и информатизации Новосибирской обладминистрации Марина Ананич. — Введение специальных курсов не планируется, но я думаю, что ими мы только привлекли бы внимание к этой проблеме и заострили бы ее. Многое здесь зависит от родителей, ведь у поступающего в вуз впереди еще много стрессов и экзаменов, он должен быть готов к этому. То же касается и самой процедуры сдачи ЕГЭ теперь ученик не сможет «наговорить» хоть что-то для ответа на экзаменационный вопрос, он должен будет хорошо подготовиться, чтобы пройти тесты и поступить.

Таким образом, теперь школы и вузы повязаны единым госэкзаменом, как красной лентой. Непонятным осталось одно: будет ли подтянуто школьное образование до уровня вузов, что ожидается в идеале, либо вузам придется опустить планку, чтобы набрать нужное количество абитуриентов, чего опасаются в реале.

— На сегодня ситуация такова, что во многих вузах ожидается большой недобор студентов, — говорит проректор по учебной работе Новосибирского государственного технического университета Анатолий Батаев. — Мы даже убрали дополнительный четвертый экзамен, который рекомендован вузам для отсева абитуриентов. Тут бы с обязательными тремя набрать курс...

По мнению Батаева, из опасения недобора студентов минимальное, то есть проходное, количество баллов пока обнародоваться не будет. Когда экзамены будут сданы, тогда, по их результатам, и будет высчитан проходной балл путем отсева «нижнего звена». А это значит, что ориентироваться школьникам нужно будет не на баллы, а на общую подготовку своих «коллег», которые в этой ситуации становятся конкурентами еще до поступления в вуз.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru.

Обсуждение (115)