НАВЕРХ

Еще не конец географии

Фото с сайта snake-gagarin.livejournal.com

Париж и Канны есть не только в далекой Европе, но и в Сибири. Так зовутся села в Алтайском крае, где подобных «громких» названий немало. И пока чиновники собираются заманивать туристов еще не открытыми игорной и туристской зонами, жаждущая экзотики публика может обрести ее в деревнях с «иноземными» именами.

Наш маленький Париж…

Чтобы пройтись по парижским улочкам, жителям Алтайского края вовсе не обязательно получать загранпаспорт и собираться в дальнюю дорогу. Достаточно отправиться на поезде в более знакомый им Краснощековский район. Конечно, Эйфелеву башню и Триумфальную арку путешественник там не найдет, но согласится с тем, что местный парижский лес по своей красоте вряд ли уступает Булонскому.

Париж — именно так называется маленькое село в этом районе. Как рассказывает краевед Галина Райко, начало «офранцузиванию» Алтая было положено в 1928 году, когда в районе появилась коммуна под названием «Парижская». Назвали ее так, конечно же, в честь Парижской коммуны и ее героев, которых в Советском Союзе всегда почитали.

Выращивали на территории коммуны пшеницу, каждый год собирали богатые урожаи. Был выведен даже собственный сорт, также, естественно, названный «Парижем».

Впоследствии коммуна преобразовалась в село с таким экзотическим для здешних мест названием. В дальнейшем предпринимались попытки переименовать Париж в Чарыш (по названию реки), но успехом они не увенчались, и географический символ алтайско-французской дружбы сохранился до сих пор. Правда, сегодня в краснощековском Париже осталось несколько десятков дворов, нет школы и даже сельсовета, олицетворяющего хоть какую-то власть. В этой связи нелишнем будет вспомнить, что легендарный анархист Нестор Махно закончил свои дни именно в Париже, только европейском.

Жители Краснощековского района и окрестностей часто наведываются в Париж на рыбалку и по грибы — очевидцы говорят, что без богатого улова и хорошего сбора уйти оттуда невозможно.

Каннский фестиваль

Проводится на Алтае и свой Каннский фестиваль. Правда, демонстрируют на нем пока не новинки большого кинематографа, а душевные песни, искрометные танцы и прочие сценические номера. В селе Канны Табунского района регулярно проводится фестиваль молодежного творчества.

Название Канны селу дали первые переселенцы — поволжские немцы из села Канна, перебиравшиеся на Алтай во время столыпинской реформы. Правда, когда в конце 80-х российские немцы стали перебираться на историческую родину в Германию, население села заметно уменьшилось. Зато те кто, остался, хоть живут и непросто, искренне любят свое село.

Не так давно местные жители предложили краевому управлению культуры придать своему фестивалю более широкий статус — с целью привлечения туристов и популяризации алтайской «экзотики». Но предложение так и пылится где-то в кабинетах чиновников.

Вавилонское столпотворение

Директор школы села Вавилон Алейского района Ирина Горшенина рассказывает, что у ее односельчан некоторое время назад была полушутливая-полусерьезная задумка построить Вавилонскую башню (пусть даже совсем небольшую), чтобы туристов к ней водить. Но даже минимальное строительство скудный сельский бюджет не потянет. Большинство сельчан работают в Алейске, который находится совсем рядом.

Существует несколько версий происхождения названия села. Одна из них гласит, что так называлось когда-то близлежащее озеро. Мол, в местных диалектах извилина реки или озера так и называлась — «вавилон», потому что виляет. Хотя местные старожилы утверждают, что именно такую фамилию носил основатель села.

А столпотворения в Вавилоне случаются. Правда, только по выходным и праздникам и только в местном клубе, когда в него приходят едва ли не все 118 местных жителей. Во всяком случае, в Новогоднюю ночь каждый год происходит именно так.

Нью-Орлеанский джаз

Не до конца известно и происхождение названия села Орлеан в Благовещенском районе. Местные жители из уст в уста повторяют легенду, что еще давно у одного из первых поселенцев родные уехали в Штаты, в Новый Орлеан, оттого и дал он это название селу. Правда, ученые придерживаются мнения, что название появилось благодаря переселенцам из украинского поселения Орлеан.

В небольшом селе основным предприятием является сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК) — кстати, успешно работающий. Основной культурный центр — Дом досуга, в котором, редко, но звучит нью-орлеанский джаз. А вот наводнений здесь не опасаются — село находится в степной местности, где и снега-то зимой не всегда много выпадает, а уж стихия вряд ли сюда доберется.

Польский след

В селе Варшава поляки никогда не жили. Не совсем ясно, кто предложил такое необычное название. Одни старики, живущие здесь, утверждают, что идею подал вернувшийся с фронтов Первой мировой войны солдат. Говорят, именно он назвал свой хутор по имени города, запавшего ему в душу, а затем хутор разросся в село.

Другие возражают, что на этом названии настоял фронтовик, пришедший с Великой Отечественной. Ему понравилась не столько сама польская столица (город был сильно разрушен), сколько ее название. Так появились на Алтае свои «варшавяне». А раньше, говорят, на этом месте была деревня Полыновка, постоянно зараставшая полынью.

Сейчас в селе живет около 50 человек. Единственную школу закрыли несколько лет назад, потому что ребят школьного возраста в Варшаве не осталось. Закрыт и медпункт, что никак не радует местных жителей — в случае болезни на лечение приходится ездить в соседнюю деревню.

Говорят, приезжавший на Алтай три года назад бывший президент Польши Войцех Ярузельский хотел побывать в алтайской Варшаве, но срочные дела в Варшаве польской не позволили ему осуществить задуманное.

Евгений Берсенев, специально для Sibnet.ru

P.S. Есть на Алтае и своя Эстония, своя Украина и свой Воронеж. В краевом управлении по культуре и туризму не исключили возможности использования этих названий в целях привлечения странствующей публики, но в настоящее время подобных проектов не существует.

Об Алтайском крае и его географии можно также прочитать здесь.

Обсуждение (4)