НАВЕРХ

«Солнцеворот»: три дня под небом истории

Древние скандинавы, славяне, средневековые рыцари и французские солдаты во главе с Наполеоном. Все они сконцентрировались в минувшие выходные на Новосибирском биатлонном комплексе. Три дня они жили, танцевали, ели и, конечно, воевали бок о бок, смешав времена, традиции и стили в одно фантастическое действо - «Солнцеворот». ФОТО

Фестиваль военно-исторической реконструкции «Солнцеворот» знаменит во всем мире в основном «русско-французскими» сражениями, и справедливо – реконструкции этих боев поражают своей масштабностью и реалистичностью. Однако фестиваль не был бы столь интересен и популярен, если бы не воссоздавал и обычный «мирный» быт ушедших эпох. В аутентичности (т.е., соответствии историческому оригиналу) сомневаться не приходится - реквизит и сюжеты фестиваля составлялись с помощью и под бдительным оком лучших историков Новосибирска и страны. Скандинавские деревни, военные лагеря, одежда воинов и мирных людей, оружие и даже еда – все это воссоздано в точном соответствии с археологическими находками разных веков.

- На мне норвежский шлем с подшлемником, восстановленный по образцам археологических раскопок, кожаная рубаха, сшитая вручную, под ней длинная рубаха крашеная натуральным красителем, мореной, - рассказывает о своем костюме норвежский викинг, варяжский наемник Олуф. – Штаны у меня крашены крушиной, тоже натуральный краситель. И рубаха, и штаны – домотканый лен. Ну а на ногах шерстяные обмотки, идут от ступни до колен, захватывают штаны и зацеплены крючками. Для верности еще, чтоб не сползли, обмотаны ремнями от башмаков. На шее это у меня Молот Тора, поскольку я скандинав и язычник, а также руна дороги и коготь медведя. Кстати, воевать во всем этом достаточно удобно.

В Новосибирске «Солнцеворот» прошел впервые - до этого все сибиряки собирались в Красноярске. Теперь, по словам историка Андрея Бордовского, для таких мероприятий созрел и Новосибирск. Он считает, что историческая среда вокруг города позволяет развивать здесь движение реконструкторов.

Участники фестиваля съехались из Томска, Кемерово, Красноярска, Иркутска, Улан-Удэ, Уфы, Томска, Челябинска, Москвы. Общее число их дошло примерно до двух сотен. Это не только члены исторических клубов, студий исторического танца, историки, но и просто заинтересованные люди.

- Нас сюда друзья привели, - говорят подруги-студентки, а здесь – скандинавские женщины. – Спросили: «Не хотите поучаствовать?» Мы ответили: «Почему нет?» Древняя история – это очень интересно. Особенно интересно было шить костюмы, соответствующие эпохе. Вот у нас, например, костюмы скандинавских женщин 14 века.

В это время в поле, среди цветов и трав слышится боевой клич древних викингов. Идут своеобразные учения: отрабатываются приемы защиты и нападения, построение. Настоящие боевые копья впиваются в деревянные щиты, воины блещут шлемами и потрясают шкурами на плечах, бряцают мечами.

- Оружие у нас боевое, - поясняет воин Олуф. – В большинстве случаев простые воины вооружены топорами или копьями, я же вооружен мечом, поскольку более знатный воин. Меч этот на самом деле боевой, настоящий, просто затупленный. Он называется «норвежский длинный сакс». Видите – конец у него закруглен, поэтому если вы увидите в фильмах, как воин добивает своего врага колющим ударом такого вот меча – можете смело смеяться. Он предназначен только для рубящих ударов.

Невдалеке, в тени берез, Наполеон дает последние наставления перед боем группе своих солдат. Здесь же кельтские простолюдины водят хороводы и устраивают народные забавы: кидание бревна у мужчин и перетягивание скалки у женщин. А главное – во всем участвуют все желающие зрители фестиваля.

- Очень важным для нас было общение между участниками и посетителями, - рассказывает директор фестиваля Юрий Ермолаев. – Это и стало главным требованием к участникам - общаться с гостями, угощать своей едой, давать померить доспехи и опробовать оружие. Женщины здесь могут научиться плести тесьму и поработать на ткацком станке, мужчины – попробовать «разбить» строй древних викингов или посоревноваться в метании камней с кельтами. Общение – главное правило фестиваля.

Сам Юрий тоже участник фестиваля: по его словам, он представляется «зажиточным скандинавским бондом, землевладельцем». В бою не участвовал, так как его шлем забыли привезти, однако боевой меч – при нем. «О моем социальном положении может сказать, например, моя шапка с металлическим наконечником, - поясняет Юрий, – он создан по реальной археологической находке. В то время это была, так сказать, модная шапка».

Все это, конечно, удовольствие не из дешевых. По словам директора фестиваля, правильно сделанный скандинавский шлем стоит от 10 тысяч рублей, материалы для одного щита норвежского викинга - около двух тысяч рублей. Вещи как привезены организаторами, так и изготовлены самими участниками.

Но если для Юрия участие в фестивале, скорее, работа, то для некоторых его участников – особый вид отдыха. «Здесь собрались люди очень разных профессий, - объясняет скандинавка Уна, а в миру – директор небольшой полиграфической фирмы. - Вот писатель, вот директор фирмы, вот замдиректора фирмы, вон специалист по допечатной подготовке, вон пиарщик. То есть, это абсолютно разные люди. Для меня, как и для многих из них, подобные фестивали – это просто вид отдыха – интеллектуальный отдых».

К вечеру задымили костры – воины стали готовить себе ужин. Рыцари-тамплиеры – кашу из чечевицы, викинги – уху, овощи и хлеб. Напитки – брага, квас, медовуха – как и положено, из рогов. Второй день фестиваля подходил к концу.

Как водится в первый раз, организация фестиваля не везде была гладкой. Видимо, за счет того, что, изображая реальную жизнь, он и сам стал непредсказуем, как жизнь. «Конечно, есть определенные моменты, которые нужно будет учесть в следующий раз, но в целом я доволен мероприятием и очень хотел бы, чтобы оно развивалось и дальше, - говорит член московского исторического клуба «Ратобор» Владимир. - Потому что плох тот народ, который не помнит свою историю». В свою очередь директор фестиваля Юрий Ермолов, отвечая на вопрос корреспондента Sibnet.ru об организации, ответил, что за главный критерий качества своей работы он принял лица зрителей, среди которых не было ни одного недовольного или незаинтересованного.

- То, что я увидела – это потрясающе, - делится впечатлениями переводчик Виктория Ильина. - Мы поучаствовали почти во всех народных забавах, перемерили исторические доспехи, постреляли из арбалета. Еще очень радует, что люди рассказывают нам, что зачем нужно, что обозначают разные символы и предметы. Я столько всего нового узнала из истории! Особенно здорово, что все это можно увидеть, потрогать и заострить внимание на исторических деталях.

Именно уникальным соединением теории и практики так ценен «Солнцеворот» для его зрителей. Потому что главная цель фестиваля – пробудить интерес людей к своей истории и просветить их в самых разных сферах жизни предков и географических соседей.

- Когда есть формат, когда толпы викингов и рыцарей рубятся друг с другом и есть замечательная «картинка», можно уже подумать о других целях, - говорит Юрий Ермолов. - Цель этого фестиваля была именно просветительская.

Очень важным оказался фестиваль и для самих реконструкторов. Сегодня в Сибири это разрозненные группы людей, которые пытаются развиваться каждая в своем городе, изредка выезжают на ролевые игры и еще реже – на фестивали за границу. «Солнцеворот» постарался объединить эти клубы в целое историческое движение, способное на настоящий масштаб войны и мира давно минувших эпох.

Ольга Ярославцева, Sibnet.ru

Фото Ольги Ярославцевой и Виктории Ильиной

Обсуждение (20)