В Китае собрали копию Су-27, но к серийному производству они пока не готовы, пишет газета "Ведомости" в четверг. Если же китайцы научатся серийно делать аналог российского истребителя, они станут конкурентами на рынке третьих стран, а доказать нарушение авторских прав будет трудно, отмечает газета.
С 1992 года Россия поставила Китаю 76 самолетов Су-27СК, в 1995 года продала лицензию на производство еще 200 самолетов. "С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов", - пишет издание. Удельный вес китайских компонентов в J-11 все нарастал, но двигатели АЛ-31Ф и авионика ввозились из России.
Сейчас ситуация приблизилась к критической. "Прорыв в технологии производства двигателей позволил довести удельный вес китайских деталей и технологий с 70-75% до более чем 90%", - пишет уполномоченный представитель "Рособоронэкспорта" в КНР Андрей Плотников в журнале "Проблемы Дальнего Востока". Работы над двигателем "Тайхан" WS-10 c характеристиками, близкими к АЛ-31Ф, китайский авиапромышленный холдинг AVIC-I официально завершил в 2006 году.
"Если китайцы научатся делать аналог Су-27 серийно, они легко вытеснят Россию с рынков третьих стран, а доказать факт нарушения авторских прав для столь сложной техники крайне трудно", - заключает Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. "Ведомости" сообщают также, что Китай давно производит лицензионные, а также безлицензионные аналоги советских самолетов. Истребители J-6 и J-7 созданы на основе МиГ-19 и МиГ-21, бомбардировщик H-6 - аналог Ту-16, а транспортные самолеты Y-5, Y-7 и Y-8 - подражание Ан-2, Ан-24 и Ан-12.